Берегитесь закваски фарисейской и саддукейской — достаточно известное евангельское изречение. Эту фразу произносит Христос в Евангелии от Матфея. Путешествуя по Иудее, Он с апостолами переправляется через Галилейское море, и Его ученики вспоминают, что забыли взять с собой хлеба. Вот как об этом повествуется в Евангелии:
Переправившись на другую сторону, ученики Его забыли взять хлебов. Иисус сказал им: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской. Они же помышляли в себе и говорили: это значит, что хлебов мы не взяли. Уразумев то, Иисус сказал им: что помышляете в себе, маловерные, что хлебов не взяли? Еще ли не понимаете и не помните о пяти хлебах на пять тысяч человек, и сколько коробов вы набрали? ни о семи хлебах на четыре тысячи, и сколько корзин вы набрали? как не разумеете, что не о хлебе сказал Я вам: берегитесь закваски фарисейской и саддукейской? Тогда они поняли, что Он говорил им беречься не закваски хлебной, но учения фарисейского и саддукейского (Мф 16:6–12).
Читая этот отрывок, мы можем почувствовать, что Христос говорит с учениками о чем-то, что понятно им одним. Смысл как будто должен прочитываться между строк, иначе каким образом апостолы вдруг понимают слова Христа тогда, когда он снова повторяет фразу: Берегитесь закваски фарисейской и саддукейской? Дело в том, что у иудеев слово «закваска» означало сразу несколько вещей.
Закваску можно было найти в каждом еврейской доме. Это был маленький кусочек забродившего теста, который сохраняли с предыдущей выпечки и использовали для приготовления квасного хлеба. Таким образом, ученики Христа подумали, что под словом «закваска» подразумевался хлеб, который им придется купить. Что касается упоминания фарисеев и саддукеев, враждебно относившихся ко Христу и Его последователям, то апостолы, вероятно, подумали, что через это образное выражение Иисус предостерегает их от того, чтобы есть местную пищу. Дело в том, что пределы Магдалинские, куда переправились Христос и Его ученики, были населены преимущественно язычниками, с которыми иудеи гнушались общаться и тем более принимать от них еду.
Итак, апостолы решили, что Христос, заметив отсутствие хлеба, предостерегает их от покупки нечистого языческого хлеба. Как пишет архимандрит Ианнуарий (Ивлев), «не совсем ясно, почему их Учитель назвал закваску “фарисейской и саддукейской”. Но ученики либо не придали значения этим словам, пропустив их мимо ушей, либо, зная отрицательное отношение Иисуса к фарисеям и саддукеям, так и поняли Его слова: хлеб на этом берегу нехороший, напоминает о враждебных фарисеях и саддукеях». Однако Иисус понимает предмет размышлений учеников и упрекает их: Что помышляете в себе, маловерные, что хлебов не взяли? Чтобы подчеркнуть, что сейчас речь идет не о хлебе, Он припоминает ученикам, как пятью хлебами накормил пять тысяч человек. Христос как бы просит не волноваться о пище, ведь об этом Он может позаботиться Сам. Теперь, устранив сомнения учеников, Он снова повторяет: Берегитесь закваски фарисейской и саддукейской. И апостолы наконец-то понимают смысл его слов.
Дело в том, что у слова «закваска» было и другое значение — косвенное. Закваска, забродившее тесто, могла легко прогнить и начать плохо пахнуть, особенно в местных жарких условиях. Поэтому закваска у евреев ассоциировалась с нечистым, греховным. При подготовке к празднику Пасхи, например, дома полностью очищали от следов закваски, а вместо квасного хлеба пекли пресные лепешки. Такая традиция была завещана Богом Моисею: С четырнадцатого дня первого месяца, с вечера ешьте пресный хлеб до вечера двадцать первого дня того же месяца; семь дней не должно быть закваски в домах ваших… (Исх 12:18–19).
Закваска, особенно застарелая, стала метафорой чего-то злого и порочного и нередко упоминалась в таком значении в священных текстах. Например, Первое послание к Коринфянам: Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины (1 Кор 5:8), Послание к Галатам: Малая закваска заквашивает все тесто (Гал 5:9).
Апостолы, безусловно, знали об этом значении слова «закваска». В итоге они поняли, что Христос учит их опасаться не нечистого хлеба, а плохого влияния фарисеев и саддукеев, которые только недавно досаждали Иисусу провокационными вопросами и требованиями показать знамение с неба. А если понимать это шире, Христос учит нас остерегаться лжеучений, предостерегает от греха и лицемерия.