
Приблизительное время чтения: 13 мин.
На сайте журнала «Фома» уже долгое время существует постоянная рубрика «Вопрос священнику». Каждый читатель может задать свой вопрос, чтобы получить личный ответ священника. Но на некоторые из вопросов нельзя ответить одним коротким письмом — они требуют обстоятельной беседы. Какое-то время назад к нам пришел один из таких вопросов. Мы попросили ответить на него нашего постоянного автора Александра Ткаченко.
Письмо читателя:
Недавно один мой знакомый, вполне себе церковный человек, с полной уверенностью сказал мне, что материальное богатство — это благословение Господне. Мол, кому Бог дает, того, значит, любит, а бедно живут те, кто грешит. Я, с одной стороны, очень доверяю своему знакомому в плане осведомленности в церковном учении, но, с другой стороны, была просто поражена такой логике. Не знаю, как с учением Церкви, а вот с духом христианства такой бухгалтерский подход, мне кажется, как-то не вяжется.
Или я ошибаюсь? Помогите разобраться.
Светлана, Самара
На вопрос читателя отвечает психолог Александр Ткаченко
Бедные люди по понятным причинам всегда относились к богатым без особых симпатий. В этом легко убедиться, посмотрев в любом фольклорном словаре пословицы и поговорки на тему бедности и богатства. В них богатый обманывает бедного, нещадно его эксплуатирует, отнимает у него за долги последнюю копейку. В общем, ведет себя безобразно и никак не может служить назидательным примером христианского благочестия. Бедняк же, как пострадавший, вызывает в этих сюжетах симпатию и выглядит вполне нравственно. Можно объяснить это тем фактом, что бедных во все времена и в любом народе было значительно больше, чем богатых, а людям свойственно оправдывать свою социальную группу и обвинять чужую. Но если посмотреть текст Евангелия, то картина будет примерно та же: богач из притчи идет в ад, бедняк Лазарь наследует блаженство, и вообще путь в Царство Божие для обладателей большого имения подобен попыткам наивного верблюда протиснуться в игольное ушко.
В результате такого совпадения народной рефлексии и целого ряда мест из Евангелия, может возникнуть мысль о заведомой безнравственности богатых людей и столь же заведомой святости бедняков. Что, в общем-то, совпадает и с собственным эмоциональным опытом очень многих жителей нашей планеты. Ведь не зря же говорят: «От трудов праведных не наживешь палат каменных». Поэтому мысль о том, что материальное богатство — благословение Божие, может прозвучать как резкий диссонанс этому по-своему стройному и ясному представлению о бедности как необходимом условии богоугодного жития. Однако не стоит торопиться с выводами.
Как это ни странно прозвучит,
но слова «Бог» и «богатый»
в русском языке однокоренные
Этимология слова «Бог» восходит к индоевропейскому bhágas — податель благ, господин. Ну а «богатый», соответственно, — тот, кто эти блага получил. Все, что является благом для человека, он получает только от Бога и только по воле Божьей, поскольку сам человек приходит в этот мир ни с чем и уходит из него тоже с пустыми руками. И материальные богатства среди этих подаваемых Богом благ отнюдь не были исключением.
Древние люди понимали это очень хорошо: не будет к тебе благоволения Божьего — твои сады засохнут, поля сожрет саранча, скот угонят разбойники. И все твое богатство в одночасье пойдет прахом, а сам ты окажешься нищим, которого ждет долговая яма за кредиты, которые тебе нечем будет возвращать. Кому же не благоволит Бог? Конечно, грешнику. Поэтому, если хочешь быть здоровым и богатым, а не бедным и больным, старайся жить так, чтобы угодить Богу. Логика вполне очевидная, и в Библии ей можно найти множество убедительных подтверждений. В целом их смысл сводится к следующему утверждению: Если какому человеку Бог дал богатство и имущество, и дал ему власть пользоваться от них и брать свою долю и наслаждаться от трудов своих, то это дар Божий (Еккл 5:18).
Среди жителей Израиля это было традиционное понимание отношений Бога и человека. Ведь важнейшая часть истории иудейского народа — исход из египетского рабства — была связана для них как раз с материальным процветанием, обещанным им не кем-нибудь, а Самим Богом: И сказал Господь [Моисею]: Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей [и ввести его] в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед (Исх 3:7–8). Будь верен Богу Израиля — и твоя праведность будет вознаграждена многочисленным потомством, обильными стадами, плодородной землей и ее щедрым урожаем.
Хотя, конечно, бывает и такое, что Бог посылает испытания Своим верным слугам. Благочестивый человек может впасть в бедствие, его имение может быть отнято злодеями, доброе имя опозорено. Он вообще может потерять все, включая семью и здоровье, как праведный Иов. Но в итоге правда все равно восторжествует, праведник снова станет богатым и счастливым, а захваченные злодеями имения будут у них отняты вместе с жизнью, и временно полученное ими богатство не принесет им в итоге никакой радости.
Обо всем этом пел любимый народом Израиля вдохновенный царь и пророк Давид в своих знаменитых псалмах: Малое у праведника — лучше богатства многих нечестивых, ибо мышцы нечестивых сокрушатся, а праведников подкрепляет Господь. Господь знает дни непорочных, и достояние их пребудет вовек: не будут они постыжены во время лютое и во дни голода будут сыты; а нечестивые погибнут, и враги Господни, как тук агнцев, исчезнут, в дыме исчезнут. ...Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба: он всякий день милует и взаймы дает, и потомство его в благословение будет. Уклоняйся от зла, и делай добро, и будешь жить вовек: ибо Господь любит правду и не оставляет святых Своих (Пс 36:16–20, 25–28).
Казалось бы, вопрос исчерпан. Всякий день творить милостыню и давать другим взаймы может лишь тот, у кого есть некий избыток, то есть — богатство. Представить себе нищего праведника было для иудеев делом очень сомнительным. Так было до тех пор, пока в Израиле не зазвучала все громче и громче странная проповедь нового Учителя из провинциальной полуязыческой Галилеи.
Поразительный факт:
если посмотреть, к каким темам обращался в беседах Христос,
окажется, что шестая их часть
связана с деньгами и имуществом
Каждый седьмой стих Нового Завета говорит о материальном благосостоянии человека. Но земное богатство в этой новой проповеди вдруг оказалось скорее тяготой, нежели счастьем для его обладателя. Богатство может обольстить (Мф 13:22; Мк 4:18–19) оно является тернием и не позволяет слову Божию укорениться в сердце человека (Лк 8:14). Наконец, Иисус буквально наводит ужас на Своих учеников фразой, вполне обычной для любого современного церковного человека: И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие! (Мк 10:23–24). Что же ужаснуло апостолов в этих привычных для нас словах?
Вот как объясняет это святитель Лука (Войно-Ясенецкий): «Всем нам, христианам, надо усвоить должное отношение к богатству, заповеданное Господом. Даже апостолы, те, кто ближе всех людей был к Богу, услышав Его слова, ужаснулись и спросили в изумлении: Кто же может спастись, если и богатым это невозможно (см. Мк 10:26)? Почему они так удивились? Они были евреи, а евреи тогда считали, что богатство — это Божие благословение. В израильском народе на богатых смотрели с великим почтением и думали, что, если человек получил благословение от Бога богатством, значит, он близок к Нему. Но Господь ответил: Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие (Мк 10:25).
Так же отрицательно говорит о богатых и апостол Иаков: Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками царствия, которое Он обещал любящим Его? А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды? Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь (Иак 2:5-7)? О пресыщении богатством еще более ясно сказал Иисус Христос в Нагорной проповеди: Горе вам, богатые! Ибо вы уже получили свое утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! Ибо взалчете (Лк 6:24–25). Взалчут и будут страдать неизбывным голодом, потому что богатство — это страшное бремя, огромный груз, который тянет книзу, не позволяя поднять глаза к небу. Ибо разве не знаете, что богатый — раб своих сокровищ, а …где сокровище ваше, там и сердце ваше будет (Лк 12:34). И сердца богачей заперты в сундуках с деньгами, вместе с молью».
На первый взгляд может показаться, будто евангельская проповедь — это революция, это полное опровержение ветхозаветных представлений о богатстве как о благословении Божьем. Однако Иисус Христос не опровергал эту мысль. Точно так же, как и во многих других случаях, Его слова были не нарушением, а восполнением закона Моисеева, раскрытием во всей полноте того, что закон давал прикровенно. В древности материальные блага были самым наглядным и доступным для восприятия признаком благоволения Божия. Но ко времени воплощения Христова человеческое общество изрядно «повзрослело» и стало способно к более тонкому пониманию отношений между Богом и человеком. Земное богатство как знак милости Божьей отходит на второй план, уступая место небывалой ранее возможности — уже здесь, на земле открыть для себя Царство Небесное.
В притчах Христа
многократно звучит мысль о том,
что все имение каждого человека не является его собственностью
и лишь на время дано ему в управление
подлинным Господином всего, что есть в мире
Богатство по-прежнему рассматривается в Новом Завете как благословение Божье, но при этом постоянно подчеркивается, что к пользованию этим благословением следует подходить очень ответственно. Если решишь, будто Бог дал тебе богатство лишь для твоего собственного удовольствия, развлечения и упоения своим высоким социальным статусом, то помни: Господин этого богатства непременно спросит с тебя, как ты пользовался вверенным тебе капиталом. Наиболее ярко это предупреждение звучит в притче о неверном управителе (Лк 16:1–9).
Если перевести ее содержание на язык современных реалий, получится следующая картина: нерадивому менеджеру, разбазарившему хозяйский капитал, становится известно о предстоящем увольнении. Он списывает должникам хозяина огромную часть долга, чтобы обеспечить себе их благосклонное расположение после того, как будет уволен. Хозяин узнает об этой махинации, но, вместо того чтобы наказать мошенника, почему-то хвалит его за сообразительность.
Так что же в действиях управляющего оказалось достойным хозяйской похвалы? Ведь, списывая долги, он тем самым лишь подтвердил свою репутацию расточителя чужого имения. Получается, что хозяин за одни и те же действия вначале собирается лишить вороватого менеджера должности, а потом хвалит и поощряет? В общем, вместо поучительности — сплошные загадки.
Однако все эти недоразумения совсем легко разрешаются, если на мгновение отвлечься от сюжета притчи и задаться одним-единственным вопросом: а за что вообще, в принципе, хозяин может хвалить слугу? Ответ очевиден: за исполнение воли хозяина. Но если хозяин из притчи похвалил управителя за раздачу его имущества должникам, значит, именно этого действия он и ждал от слуги. Управляющему было поручено распределять имение хозяина между неимущими, но вместо этого он пожадничал и стал тратить его на свои нужды. Такое поведение хозяин счел расточительством.
Блаженный Феофилакт Болгарский толкует притчу о неверном управителе так: «Господь желает здесь научить нас хорошо распоряжаться вверенным нам богатством. И, во-первых, мы научаемся тому, что мы не господа имения, ибо ничего собственного не имеем, но что мы управители чужого, вверенного нам Владыкой, с тем чтобы мы располагали имением хорошо и так, как Он повелевает. Если мы поступаем в управлении богатством не по мысли Владыки, но вверенное нам расточаем на свои прихоти, то мы такие управители, на которых сделан донос. Ибо воля Владыки такова, чтобы вверенное нам мы употребляли на нужды ближних, а не на собственные удовольствия».
Иначе говоря, управитель был поставлен раздавать, а не присваивать. Поэтому когда он стал списывать чужие долги за счет хозяйского имения, то вовсе не обманывал хозяина, а просто вернулся к исполнению своих прямых обязанностей. То есть начал употреблять вверенное ему на нужды других людей. И заслужил от хозяина похвалу.
Между благочестием и богатством нет линейной зависимости.
Точно так же, как нет ее и между грешной жизнью и нищетой
Определить всех состоятельных людей как безусловных праведников, а всех бедняков — как грешников было бы очевидной глупостью, противоречащей элементарному житейскому опыту каждого из нас. Но греховный образ жизни действительно может стать для человека причиной потери бизнеса, работы, имущества, здоровья, да и самой жизни тоже. А твердое следование Божьим заповедям может оказаться надежной опорой для человека во всех сферах его деятельности, в том числе и в вопросах материального благополучия.
Наверное, правильнее всего будет всегда помнить слова Спасителя о том, что …жизнь человека не зависит от изобилия его имения. И богатство, и бедность, и всевозможные промежуточные состояния между этими двумя крайними вариантами — все это никак не определяет наше духовное состояние, пока рассматривается лишь в социальных или экономических аспектах. Уповать на собственную бедность как на гарант своего спасения столь же наивно, как и кичиться посланным от Бога имением. Погубить свою душу можно как в нищете, так и в роскоши. Потому что и то, и другое не является нашим достоянием. Как ни странно прозвучит, но нищета и бедность — тоже дар Божий. Господь Своим промыслом ставит каждого из нас в условия наилучшие с точки зрения приобретения того состояния души, которое делает человека способным принять Царство Божие.
Но каждый человек может либо воспользоваться полученным даром по назначению, либо пренебречь им. Богач может духовно сломаться под бременем своего богатства точно так же, как и бедняк может не выдержать груза своей нищеты и сжечь свою душу обидой, завистью и злобой на весь мир. Жизнь человека не зависит от изобилия его имения.
Любимый ученик Христа апостол Иоанн Богослов писал: …весь мир лежит во зле (1 Ин 5:19). Как ни горько это признавать, но за две тысячи лет мир в этом смысле мало изменился. Ужасающая бедность одних людей по-прежнему соседствует в нем с наглой, вопиющей роскошью других.
Обладая громадным состоянием, богатые люди сегодня порой распоряжаются им безумно с евангельской точки зрения. Они демонстративно растрачивают его на собственные прихоти и развлечения в то время, когда множество людей рядом с ними испытывают острую нужду в самом необходимом. И, конечно, такое распоряжение благословением Божьим никак нельзя назвать угодным Богу. Даже обильные пожертвования на храмы и монастыри могут оказаться бессмысленными для вечной участи состоятельного человека, если, подобно богачу из евангельской притчи, он очерствеет сердцем и просто будет инвестировать деньги в свое посмертное будущее. При таком подходе есть огромный риск услышать после смерти нечто подобное фразе из невеселого анекдота про стоящего у райских врат «очень добродетельного» богача: «Вам в ад. А о пожертвованиях не волнуйтесь, деньги вернем».
Но и у бедных тоже есть свои немалые риски — озлобиться на чужую черствость, впасть в зависть к богатству других, превратить свое сердце в комок ненависти ко всем, кто преуспел более, чем они.
Всё, что мы имеем,
любое наше достояние, которое мы считаем своим,
на самом деле вверено нам Богом как то малое,
с помощью которого можем пробрести многое — вечное
И в этом смысле нищета тоже может рассматриваться как богатство, дар Божий, врученный тому, для кого она наиболее полезна с точки зрения его спасения. Но распорядиться этими дарами каждый из нас может по-разному. И олигарх, и небогатый человек в равной степени способны употребить полученное от Бога имение как для своего спасения, так и для своей погибели. И единственная «бухгалтерия», которая здесь будет иметь смысл и значение, — это не сопоставление зарплат, прибылей и цифр на банковских счетах, а постоянная память о простой вещи, которую почему-то бывает очень трудно удержать в сознании: мы не хозяева всему, чем обладаем. Все это лишь дано нам в управление Богом на время нашей земной жизни. И чем больше из этого чужого имения мы раздадим нуждающимся, тем меньше шансов будет у нас услышать от Бога слова обличения на Страшном суде.
Причем речь здесь не только о деньгах или имуществе. Все наши способности и таланты, красоту и ловкость тела, силу ума и благородство душевных качеств мы легкомысленно привыкли считать своим достоянием и думаем, что можем распоряжаться им по своему усмотрению.
Но ведь все перечисленное выше — тоже не наше. Все это — тоже наше имение, полученное от Господа. По прошествии не такого уж долгого времени Он спросит каждого из нас, как мы распорядились этим вверенным нам богатством. Расточили ли мы его ради собственного удовольствия или, подобно опомнившемуся управителю из притчи, все-таки успели раздать тем, кто нуждался в нашей помощи?
Не от нашего богатства или бедности, а от ответа на этот вопрос и будет зависеть участь каждого из нас в вечности.
Аппликации Марии Сосниной
Христианство – религия для бедных. Христианство – это еще один элемент управления и усмирения толпы. Не путайте (1) Бога (Источника / Создателя), и (2) интерпретацию Бога в религиях, в том числе в Христианстве. Первое – истина, второе (религии) - ложь. Все религии и церкви – есть зло, выпивающее энергию людей, забирающее собственною волю человека, его время и деньги. Христианство незаконно присвоило только себе общечеловеческого Бога. Христианство оправдывает любые негативные события в жизни прихожан, в том числе и бедность, говоря что бедность – дар. Но это ложь. Бедность несет короткую жизнь, разруху, безграмотность, плохую медицину, еду, и т.п. Ряд изречений Иисуса по факту идиотские, часто противоречивы и не имеют смысла. Я уже молчу о прикладном результате в нашем мире – коллекциям домов и мерседесов у попов-священников, купленных на деньги тысяч обездоленных пенсионеров-прихожан. Причем деньги полученные попом наличными, даже без уплаты подоходного налога. Не нужно отдавать/жертвовать деньги «на храм» - у Бога нет посредников, а посредники в виде т.н. «духовенства» – это ложь. Не нужно бить бошки об изображения т.н. «святых», одумайтесь. Вас Господь послал жить на этой Земле, причем хорошо жить, а не страдать и думать всю жизнь о загробной жизни в ущерб настоящей, как того хотят от вас попы. Церковь – это фактический бизнес на вашем невежестве. Церковь - это паразитарная дыра на теле общества и средневековое мракобесие. Церкви уже давно нужно начать перепрофилировать под музеи, больницы и детские сады. Люди, что с вами?, мы в 21веке, - нет ни ада, ни рая, а Иисус за 2000 лет второй раз, хоть и обещал, но не пришел, и не собирается. Потому что Иисус был обычный человек, не сын Бога, его тело умерло, душа пошла на цикличную реинкарнацию, как и у всех. Все чудеса в Библии – фикция, профанация и постановка. Где доказательства Библейских утверждений о сверхъестественных событиях? Их нет– все их т.н. «доказательства» зациклены на много раз переписанной и отредактированной неизвестно кем Библии. В реальности в природе есть периодическая реинкарнация душ людей, и это доказывается как минимум повторяемыми данными тысяч сеансов регрессивного гипноза. Реинкарнация, которую Христианское духовенство в свое время изъяло из своей же Библии, с целью контроля толпы. Можно по каждому пункту часами все Христианские манипуляции сознанием разгребать, но нет времени. Ищите ответы. Не будьте стадом, не следуйте навязанными попами правилам, думайте своей головой. При должном усердии найдете, большинство ответов уже есть в Интернете и в вашей душе.
Есть богатство духовное, которое подаёт Бог своему служителю. Это-то богатство обесценивает любое земное богатство в глазах приемлющего его,
производя чудесное превращение всех взглядов и понятий. Незаметно для себя христианин начинает замечать что он совершенно охладел к земному.
И если ещё вчера, человек не мог смотреть открытым лицом на дорогой автомобиль, или богатый дом, опускал глаза перед богатым человеком потому что в тайне завидовал ему, то в один прекрасный момент обнаруживает совершенное равнодушие и холодность ко всякому богатству.
При этом все блага земные остались на своих местах, но мысль и чувства христианина уже оторвались от земли, и начинают парить к небу, он начинает искать более тяжеловесные смыслы, более глубокие понятия о Боге, о мире, о человеке, о природе.
Он начинает делать каждый день новые духовные открытия, которые поражают ум своей новизной, его ум обновляется, происходит такое духовное насыщение, что одна мысль духовная может занять ум на весь день! До богатства ли ему, до денег ли, ему бы уйти от мира вовсе, чтобы сохранить своё стремление к Богу.
Уже не зависть живет в душе зрителя духовных понятий, а сострадание и сочувствие ко всем людям без исключения. Теперь нет ни богатого, ни бедного, уравнялись классы, имущества, понятия мира, есть просто человек любимый Богом.
И всё это подаётся человеку через внутреннее делание и устремление ума к Богу.
Василий. Ну так хлебайте помои с барского стола лаптем, с таким мировоззрением и православием мозга. Не нужно жить в миру и миром, а нужно жить с Христом и гордиться тем, что вы избранный и ходите оборванных обносках, и жизни кроме грязи ничего не видите, ведь вам принесли "не мир, а меч", а то разбогатеете и не войдете в Царство Божие.
Который раз убеждаюсь, что христианство, одна из самых жестоких и лживых религий в мире. Постулаты для рабов, а то если все бедные станут богатыми, то кто-же тогда на богатых работать будет, нехорошо это, не христиански.
Спасибо за статью.
Как упомянуто в статье, в Псалме Давида есть очень правильные слова (прошу прощения не помню дословно): я жил и состарился и не видел праведника оставленным и потомство его просящим подаяние...
Убедилась на личном опыте, что это так. Грех отворачивает Господа от человека.
К сожалению, очень много негатива, осуждения (применительно к состоятельным людям) и тут в комментариях. Сама часто злословлю, но этот грех тоже сильно влияет на наше благополучие. Братья и сестры, давайте подобрее и на словах и на деле.
Во всем нужна своя мера. «Входя в Храм и снимая шляпу,не снимайте головы!»- сказал один из святых отцов. Делится нужно от своего избытка, а не так чтобы у своих детей отнять последнее,чтобы отдать нищим. Ну или видишь чужую беду и «защемило сердце», тогда можно и последнее разделить.Тогда это точно Божий призыв.
извините но писать что Апостолы были тогда евреями когда удивились может только психолог... но психолог это как менеджер не то не се и толковать Писание у него так и получается не то не се
В принципе же, всё восхитительно мудро. Бог доверяет богатство кому-то одному, чтобы через него передать эти богатства другим. И были бы все накормлены и довольны. Но, увы, без искажения Замысла не обходится...
Были и богатые милосердные-строили дороги,больницы,странноприимные дома для бедных и больных.А теперь богачи есть,но нажили богатство неправедным путем обмана или корысти.Да,может он копейку или рубль пожертвует нищему,но душа все равно не на месте.Или он это делает ради своей славы,а не для Бога.Те человек эгоистичный,сначала себе блага,а потом другому.А в Евангелии написано,что одна бедная вдовица положила на храм последние деньги,которые у нее были на пропитание.А фарисей возгордился,что десятину отдает на храм,не как тот мытарь.А мытарь не смог даже поднять глаза на икону,а только молился:Боже милостив будь ко мне грешному.И в жизни так,богатые веселятся и устраивают пиры,а бедные плачут и изнемогают от болезней ,от бедности.
Простите, ради Бога. Много слов. Словесная, мАстерская мишура. Простите, ещё раз. Можно было короче. На крайний случай - в первых строках дайте главное (да-нет) , а потом расписывайте Ваши философствования..
За все время учения никому Господь "бабла" не дал! А вот сатана предложил Господу богатства мира сего.. Делайте выводы. Господь даёт духовные дары, но иногда попускает сатане дать человеку материальные "дары" ибо сатана другого дать не может. И вот тут то испытание человеку и в первом случае и во втором.. хотя бы в том - что выбрать? Простите, писал через мобильный.. 🙂
Из чего понятно,что каждый должен нести свой крест; почему тогда в ветхом завете есть слово " креститься" ?