В субботу 14 сентября 2019 года Священный Синод принял в состав Русской Православной Церкви главу Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции архиепископа Иоанна (Реннето), а также клириков и приходы, которые желают последовать за ним.
Что вообще случилось и почему это событие настолько важно? Объясняем максимально коротко.
Что такое Архиепископия православных русских церквей в Западной Европе?
Архиепископия сформировалась на базе приходов, образованных русскими беженцами в Западной Европе после революции 1917 года. В 1920 году Временное высшее церковное управление на Юго-Востоке России (создано на Ставрополье архиереями епархий, отрезанных от центральной России фронтами гражданской войны) назначило управляющим русскими приходами в Западной Европе эмигрировавшего архиепископа Житомирского и Волынского Евлогия (Георгиевского).
Это назначение застало его Сербии. Как вспоминает владыка Евлогий, «вдруг, среди вечера, появляется какая–то фигура в потрепанной шинели, в разбитых сапогах… — и я узнаю одного из секретарей Высшего Церковного управления Махараблидзе. Он заявил, что <…> привез известие о моем назначении Управляющим русскими православными церквами Западной Европы. «Вам будет послано Высшим Церковным управлением подтверждение моего устного извещения», — сказал он. Оказалось, что назначение состоялось еще в Крыму, но официального уведомления, посланного мне из Крыма, я не получил. Новое назначение привело меня в некоторое замешательство: как наладить управление при отсутствии средств? куда ехать? где его организовать?»
В 1921 году назначение было подтверждено указом патриарха Московского и всея России Тихона — «временно, впредь до возобновления правильных и беспрепятственных сношений означенных церквей с Петроградом».
Как произошло разделение Архиепископии с Русской Православной Церковью?
Во многом здесь повторяется история с другим более крупным разделением: между Московским Патриархатом и Русской Православной Церковью Зарубежом. Причины примерно те же.
В 1930 году митрополит Евлогий принял участие в молении о страждущей Русской Церкви в Лондоне по приглашению архиепископа Кентерберийского. Как писал Владыка Евлогий в своих воспоминаниях, «торжественное богослужение, посвященное России, происходило в Вестминстерском аббатстве. Сонм духовенства во главе с архиепископом Кентерберийским. Несметные толпы народу… До слез было трогательно видеть, как вся Англия, по призыву своего духовного главы, архиепископа Кентерберийского, коленопреклоненно молилась о великой страдалице Русской Церкви…
Мое присутствие в те дни в Англии, общение с англиканами, мои речи были истолкованы в Москве, вероятно агентами большевиков, как политика, направленная против государственной власти...»
После этого митрополит Евлогий был отрешен от должности, однако отказался подчиниться этому решению, и вышел из подчинения Московской Патриархии, отметив, однако, что «мы… не колеблем нашего канонического единства с Матерью Русской Церковью и ее законной властью, мы лишь временно прерываем внешние административные сношения с этой властью».
Необходимость сохранить канонический строй Церкви побудила митрополита Евлогия присоединиться к Константинопольскому Патриархату, хотя он все так же подчеркивал, что «мы, конечно, не отрываемся, не откалываемся от Матери Русской Церкви».
В 1945 году сам митрополит Евлогий вернулся в Московский Патриархат, однако после его смерти, учитывая то, что в России продолжали править большевики, большинство клира и мирян приняли решение остаться в юрисдикции Константинополя.
Как жила Архиепископия дальше?
Лучше всего духовную жизнь Архиепископии характеризует тот факт, что за время ее существования к ней присоединились множество французов, англичан, немцев и итальянцев. Так, нынешний ее глава архиепископ Иоанн (Ренето) (Jean Renneteau) по происхождению француз.
Богослужения, которые сначала совершались исключительно по-церковнославянски, теперь совершаются также и на родных языках западноевропейской паствы. Хотя в Архиепископии бережно сохранялось русское богослужебное наследие, в ней сложились свои традиции церковного управления.
Что подтолкнуло процесс объединения?
Конечно, в Архиепископии всегда были сторонники воссоединения с Московским Патриархатом, и, после падения коммунистической власти, решение о таком воссоединении постепенно вызревало.
В 2007 году произошло воссоединение Московского Патриархата с Русской Православной Церкви Зарубежом. Однако в Архиепископии не спешили с аналогичным решением.
Развитие событий ускорили действия Константинопольского Патриархата — 27 ноября 2018 года он отменил особый статус Архиепископии, который сам же подтвердил за двадцать лет до этого. Этот статус гарантировал сохранение богослужебных и административных особенностей, теперь же Константинополь предлагал Архиепископии самораспуститься, войдя в состав существующих в Западной Европе греческих церковных структур.
Как произошло объединение с Московским патриархатом?
3 февраля 2019 года на чрезвычайном Общеем собрании Архиепископии абсолютное большинство делегатов (93 %) проголосовало против роспуска архиепископии и за сохранение ее как единой церковной структуры.
7 сентября в Париже на Общее собрании архиепископии собралось 186 делегатов. Из них за переход в Московский патриархат проголосовали 104 участника, против — 75. Ещё семь бюллетеней оказались испорченными. Однако для такого решения было необходимо не простое большинство, а две трети голосов.
Поэтому в Русской Православной Церкви заявили о готовности принимать общины, желающие воссоединиться с ней в индивидуальном порядке, а сам архиепископ Иоанн (Реннето) заявил: «После консультаций с настоятелями и множеством священников и в качестве главы ex officio нашей Архиепископии, я принял решение вверить себя, так же как и нашу Архиепископию, каноническому послушанию, предложенному Московским Патриархатом, чтобы ответить на нужды общин, составляющих Архиепископию».
Скорее всего, процесс воссоединения займет некоторое время, так как приходы будут самостоятельно принимать решения о воссоединении с Московским Патриархатом. В свою очередь в постановлении Священного Синода отмечается, что вопрос о дальнейшей их канонической организации будет решаться «исходя из исторически сложившихся особенностей епархиального и приходского управления, а также богослужебных и пастырских традиций».
Почему это событие так важно?
Произошло исцеление почти столетней раны на теле Церкви, было преодолено одно из тяжких последствий катастрофы 1917 года, показан пример уврачевания очень давних и болезненных разделений.
После воссоединения в 2007 году Московского Патриархата и Русской Православной Церкви Заграницей именно Архиепископия оставалась крупнейшим осколком русской традиции в Европе. За это время, с одной стороны, в ней сформировались свои особые традиции, с другой — накопились совместные претензии и непонимания, усугублявшие разделение с Москвой.
Сегодня можно говорить о том, что стремление Архиепископии преодолеть разделение, сохранив свою самобытность достигло успеха.