Апостол Павел говорит христианам: Всегда радуйтесь! (1 Фес 5:16). Думается, что и две тысячи лет назад были, и сегодня легко найдутся люди, которые поспешили бы противопоставить словам апостола свою «трезвую аналитику» и со ссылкой на «информированные источники» порекомендовали бы не испытывать особого оптимизма.

Действительно, посмотрите на то, что происходит сейчас вокруг, — кажется, радость тут впору испытывать только склонным к самогипнозу. Хотя и этот метод не дает гарантированных результатов. Как у Хармса в дневниках: «Были дни, когда я ничего не ел. Тогда я старался создать себе радостное настроение. Я ложился на кровать и начинал улыбаться. Я улыбался до двадцати минут зараз, но потом улыбка переходила в зевоту. Это было очень неприятно. Я приоткрывал рот настолько, чтобы только улыбнуться,а он открывался шире, и я зевал».

Так что, апостол Павел нам предлагает заниматься тем же? Конечно же, нет. Радость, о которой он говорит, отличается от обычной нашей приятной эмоции. Это радость не оттого, что происходит что-то, к чему ты стремился, а то, что мы называем радостью о Боге. Что это такое — интуитивно понятно, но словами трудно выразимо. Представьте: выходите вы из дома — весна, солнышко светит, птички поют, хорошо! Казалось бы, чувство радости достигло полноты. Но парадокс: можно в этот же момент сказать спасибо Творцу за то, что светит это солнышко, поют эти птички, — и глубина переживания этой радости будет другой, и сама радость станет иной, хотя вроде бы причина ее останется той же.

В ситуации, в которой сейчас находится весь мир, очень легко ощутить потерянность. Зашло солнце, похолодало. И кто-то скажет: мне плохо, потому что я не вижу солнца. А кто-то скажет: спасибо, Господи, что ты даешь мне саму возможность видеть. Кто-то посетует: мне не по себе, потому что я вдыхаю холодный воздух. А кто-то подумает: спасибо, Господи, что ты даешь мне саму возможность дышать.

Радость о Боге — в благодарности. В ощущении своей непотерянности для Него. В надежде, которая, по словам того же апостола Павла, не постыжает (Рим 5:5).

А что значит «не постыжает»? Это значит, что она нас не обманет, потому что Господь нас никогда не подведет. Только человек может подвести себя и Бога. В этом уникальность завета, то есть договора Бога с человеком, — в отличие от любого другого договора, нарушить его может только одна сторона. Бог всегда остается верен этому завету, и здесь основание нашей надежды и нашей радости от понимания того, что мы не потеряны.

Помните старшего сына из притчи о блудном сыне? Он все время рядом с отцом и пользуется всем, что у отца есть. А младший «ушел на сторону далече». Но притча говорит нам: если он вернется — когда он вернется, — он всегда будет принят отцом с огромной радостью, и эту радость он передаст и своим сыновьям. Это и есть основа нашей надежды.

0
0
Сохранить
Поделиться: