Алеша Карамазов из V века: удивительная история святого отшельника Кириака – Православный журнал «Фома»

Алеша Карамазов из V века: удивительная история святого отшельника Кириака

12 октября — день памяти преподобного Кириака отшельника

Приблизительное время чтения: 4 мин.

В шумном портовом торговом Коринфе в середине V века появился… Алеша Карамазов. В 18 лет он вдруг, словно заново, прочел слова Евангелия: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф 16:24) — и понял: «Не могу я отдать вместо “всего” два гроша, а вместо “иди за мной” ходить лишь к обедне». И тут же, не заходя домой, тайно ушел на пристань, сел на корабль и отправился в Иерусалим. Звали «коринфского Алешу» Кириак.

Алеша Карамазов из V века: удивительная история святого отшельника Кириака

Сын клирика соборной церкви, Кириак точно знал, чего хочет: посетил святые места, несколько месяцев прожил в монастыре неподалеку от Сиона, а потом направился в Лавру преподобного Евфимия Великого и принял там монашеский постриг, получив благословение идти на Иордан под начало к преподобному Герасиму.

Обольстительная ересь

Время, когда благочестивый юноша воспылал мечтой об иноческих подвигах, было для палестинского монашества сложным. Церковные иерархи обвиняли его в приверженности ереси Оригена, борьба с которой привела к тому, что в 543 году император Юстиниан Великий своим эдиктом объявил Оригена еретиком, а V Вселенский Собор предал его анафеме.

Сегодня уже трудно понять, из-за чего тогда кипели такие страсти. Греческий философ и богослов III века, первым системно изложивший идеи христианства в философском контексте, Ориген оказал огромное влияние на многих причисленных к лику святых отцов Церкви — Григория Богослова, Григория Нисского, Василия Великого и других. Сама личность этого человека, который спал на голой земле, постился, ходил босой, не имел смены одежды, а под конец, во время очередной волны антихристианских гонений при императоре Деции, был брошен в тюрьму и подвергнут пыткам, от которых вскоре умер, две с лишним сотни лет служила примером христианским подвижникам, особенно появившимся в IV веке монахам.

Но по мере развития христианского богословия оно стало принципиально расходиться с учением Оригена. В частности, немало соблазна принесла его теория «предсуществования» человеческих душ, согласно которой падшие души реинкарнируются в телах ангелов, в человеческих телах на земле или в более низших, демонических формах жизни, постепенно проходя череду перевоплощений в условной «лестнице иерархий» разумных существ.

Алеша Карамазов из V века: удивительная история святого отшельника Кириака

Все дурные предрасположения души, по Оригену, приносят с собой из другого мира, где наживают их действием своей свободной воли. А мир — это художественно устроенная тюрьма, род исправительного заведения, куда заключены rationabiles creaturae — разумные твари.

Во всех этих рассуждениях была главная для христианства загвоздка: они не отвечали на вопрос, зачем тогда приходил на землю Христос. По Оригену выходило, что все спасение свелось к тому, что христиане «получили новые законы». Ведь он утверждал, что путем многочисленных перевоплощений все души, включая души грешников и падших ангелов, в конечном итоге очистятся и спасутся.

«О прекрасная пустыня, прими мя в свои частины»

Вот с этим чрезвычайно популярным в его время среди монахов учением и вступил в борьбу инок Кириак, в чем немало преуспел и даже прославился. Впрочем, это не помешало ему пройти всю трудную школу монашеской аскезы и постичь главную науку монаха — научиться углубленной молитве.

Для начала в монастыре у преподобного Герасима Кириаку давали самые простые послушания: рубить дрова, носить воду, служить в поварне. Но Великим постом вместе со своим духовным отцом он уходил в пустыню. Там авва учил Кириака молиться и каждую неделю причащал. А когда наставник умер, 27-летний Кириак вернулся в Лавру преподобного Евфимия и «много потрудился при создании киновии». Там он сдружился с монахом Фомой, но того послали с поручением в Александрию, потом он даже стал епископом и миссионером. А Кириак поставил себе уединенную келью и 10 лет прожил в ней в полном безмолвии.

Потом он поселился в Старой Лавре и был там пекарем, больничным, гостинником, экономом. А в 37 лет его посвятили в сан диакона, он перешел в монастырь преподобного Харитона и провел там 30 лет — уже в священническом сане. Был ризничим, канонархом. А когда ему исполнилось 70, ушел в пустыню, взяв с собой лишь ученика Иоанна.

Алеша Карамазов из V века: удивительная история святого отшельника Кириака
Фаранская лавра (монастырь преподобного Харитона), 1930-е

Через 5 лет о пустынниках узнали: Кириак исцелил юношу-лунатика, которого привел к нему отец, новость быстро разлетелась по Палестине, и к ним потянулся народ. Тогда Кириак перебрался на новое место, но и там его настигла «мирская слава», и на 80-м году жизни отшельник сбежал в совсем уж дикие места. Но через 7 лет к нему и туда пришли монахи из Сукийского монастыря и умолили Кириака вернуться в обитель. И он сдался — поселился рядом с обителью в пещере, где раньше жил преподобный Харитон.

«Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа?»

Туда, в пещеру, Кирилл Скифопольский и принес Кириаку послание преподобного Иоанна Молчальника, в котором говорилось о нестроениях в Иерусалимской Церкви из-за приверженцев учения Оригена — Нонна и Леонтия. Кириак предрек скорую гибель еретиков и укрепил в вере монахов, которых Нонн склонял к ереси.

Он рассказывал Кириллу о великих подвижниках, с которыми встречался — Евфимии Великом, преподобном Савве Освященном. Кирилл продолжал навещать старца и когда тот снова ушел в пустыню, и видел, что там к нему, как к преподобному Герасиму Иорданскому, прибился лев и охранял его от лихих людей, а его огород от диких коз. А однажды в засуху Кирилл видел, как по молитве Кириака пошел дождь.

Перед смертью старец вернулся в свою пещеру близ Сукийской обители. До последних дней он сохранял бодрость, пел в церкви и никогда не сидел без дела: или молился, или работал. Умирая, Кириак призвал братию, благословил всех и тихо отошел ко Господу, прожив 109 лет.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (36 голосов, средняя: 4,83 из 5)
Загрузка...
12 октября 2021
Теги:
Поделиться:

  • Владимир (другой)
    Владимир (другой)3 дня назадОтветить

    Раз вы так написали про Оригена (вообще он, как и Тертуллиан, достоин отдельной статьи), то у меня вопрос: а могут ли некоторые святые (XIX и XX) века так же, как Ориген, две с лишним сотни лет быть примером христианским подвижникам, а потом подпасть под анафему и оказаться вычеркнутыми из православного календаря? Ведь Господь попускает такое.

    • Кузнецов Михаил
      Кузнецов Михаил2 дня назадОтветить

      В теории - да, могут, поскольку как Вы верно заметили прецедент существует. Даже апостолы спорили и обличали друг друга, что уж нам тут.

      • Владимир (другой)
        Владимир (другой)2 дня назадОтветить

        Михаил, а ведь такой ответ по сути призывает не доверять святым Игнатию (Брянчанинову), Феофану Затворнику и Иоанну Кронштадтскому (nota bene: другой человек назовёт другие имена), несмотря на все их подвиги.

        • Кузнецов Михаил
          Кузнецов Михаил2 дня назадОтветить

          Да, так и есть, Писание учит нас рассудительности, и тому, что нельзя принимать всё только на веру. Простой пример: 1Фесс.5,21 Ну и если ангелу света, по слову того же апостола, не надлежит сразу верить, то что говорить о людях? Перечисленные Вами авторы, безусловно, авторитетны, но это не значит, что к ним ни в коем случае нельзя подходить критически.

  • Августа
    Августа3 дня назадОтветить

    Ох, как странно, что Ориген признан еретиком! Ведь если бы люди знали, что, допустим, за издевательства над животным можно прожить жизнь бездомной собаки, может быть они бы поостереглись.

    • Владимир (другой)
      Владимир (другой)2 дня назадОтветить

      Люди знают, что НЕЛЬЗЯ. А грех издевательства над животным другие последствия имеет.