Две тысячи лет назад апостол Павел в послании к своему ученику Титу назвал качества, без которых невозможно вести за собой других. Его список качеств идеального руководителя не устарел и по-прежнему бьет в самую точку.

редактор направления «Вера»
Когда апостол Павел писал своему ученику Титу, тот находился на Крите — острове со сложной, богатой историей и непростыми людьми. Современники не жаловали критян и относились к ним настороженно. Сам Павел цитирует в своем послании «одного стихотворца»: Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые (Тит 1:12).
Критяне жили по своим законам, которые представляли собой смесь языческих культов, римского права и пиратской предприимчивости. В этом хаосе Титу нужно было не просто основать общины, а подобрать лидеров — епископов и пресвитеров, которые могли бы удержать людей в истине и направить ко спасению. Именно в этом и состояло задание, которое апостол Павел ему дал: …я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров (Тит 1:5).

Но кого поставить? Какими должны быть лидеры новооснованных общин? Осознавая важность своего поручения, Павел подробно описывает портрет идеального руководителя. И, читая его описание, понимаешь: оно и сегодня актуально для любого, кто несет ответственность за других — от своей семьи и церковной общины до очень больших объединений людей. Ведь мир, в котором мы живем, имеет определенное сходство с тем, что происходило на Крите времен апостола Павла: разобщенность, утрата нравственных ориентиров, кризис доверия ко многим из тех, от кого зависит благополучие окружающих...
Какие же качества, по мысли апостола Павла, должны были отличать лидера общины — епископа или пресвитера? Сначала приведем весь отрывок из послания, а потом разберем каждое качество по отдельности. Итак:
Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал: если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности. Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан, держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать (Тит 1:5–9).
1. Непорочен. По апостолу Павлу, быть непорочным означает обладать хорошей репутацией среди людей, честью, нравственной чистотой. Или, как пишет в своем толковании блаженный Феодорит Кирский, не подавать ни одного справедливого повода к укоризне.
2. Муж одной жены. Верный супруг, устойчивый, не подверженный страстям и капризам.
3. Детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности. Авторитет такого человека, умение руководить и воспитывать подтверждаются опытом семейной жизни: если он способен воспитать детей достойными членами общества, любящими своих родителей, то сможет и коллективом управлять.
4. Не дерзок. Это замечание апостола исключает проявление насилия, жестокости, вспыльчивости, склонности к ссоре. Дерзость в данном контексте тесно связана с самолюбием. Также, по мысли блаженного Феофилакта Болгарского, в данном случае речь идет и о характере обращения с подчиненными. «Епископ, — пишет он, — не должен доходить до такой дерзости, чтобы поступать самовластно, самовольно и не спрашивая мнения своих подчиненных».
5. Не гневлив. Лидер умеет управлять эмоциями и сдерживать гнев. «Как может, — замечает по этому поводу святитель Иоанн Златоуст, — учить других обуздывать эту страсть тот, кто не научил этому себя самого? Власть поставляет человека во многие обстоятельства, которые делают и весьма кроткого тяжелым и суровым, подавая множество поводов к гневу. Посему, если он наперед не позаботился об укрощении этой страсти, то будет (для подчиненных) крайне тяжелым, повредит и погубит многое в делах своего управления».
6. Не пьяница. Слово μη παροινον, которое содержится в оригинале, подразумевает не только склонность к пьянству, но и последствия употребления алкоголя: брань и оскорбления в адрес других людей. По мысли Иоанна Златоуста, «лидеру следует все делать увещанием, а не порицанием и оскорблением... Ибо ничто так не возбуждает презрения, как оскорбление, которое наносит более бесчестия самому оскорбляющему, лишая его должного уважения».
7. Не бийца. То есть избегающий как вербального, так и физического насилия.
8. Не корыстолюбец. Руководитель не должен использовать свою должность для получения наживы и рассматривать ее только как источник получения прибыли.
9. Страннолюбив. Христианские общины создавались в том числе и для того, чтобы путешествующие или вынужденные скрываться от преследований христиане могли всегда найти приют и убежище у своих единоверцев. И руководитель общины должен был быть гостеприимным хозяином. Перенося это качество на руководителя вообще, можно сказать, что такой человек всегда открыт к людям, способен сделать так, чтобы каждый в его присутствии чувствовал себя желанным гостем, «своим».
10. Любящий добро. Лидер не просто избегает зла, а ищет возможность делать добро, проявляет заботу о подчиненных.
11. Целомудрен. Имеется в виду не только верность супруге и избегание отношений на стороне, о чем уже говорилось выше. Целомудрие в широком смысле связано не только с телесной чистотой, но и с внутренней целостностью личности, в которой нет раздвоенности, хаоса и разлада между мыслями, чувствами и поступками.
12. Справедлив. Руководителю не пристало быть пристрастным, предвзято относиться к подчиненным, выделяя любимчиков и неугодных. Блаженный Феофилакт характеризует это качество как нелицеприятность в отношении к людям. А святитель Феофан Затворник добавляет: «требуется, чтоб сам никого не оправдывал в своих делах и чтоб, когда приходится разбирать дела пасомых (подчиненных), безукоризненно соблюдал закон справедливости».
13. Благочестив. В своей жизни лидер должен руководствоваться евангельскими заповедями.
14. Воздержан. Речь опять же не только о воздержанности плотской, но в целом об умении не идти на поводу у страстей и желаний. Как пишет об этом блаженный Иероним, «не воспламеняться гневом, не впадать в печаль, не поражаться страхом и не увлекаться неумеренно радостию» и т. д.
15. Держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать. В случае с епископом или пресвитером имеется в виду основательное и глубокое знание христианского учения, которое передано Иисусом Христом и апостолами и которое неизменно сохраняется в Церкви. И не только знание, но следование ему в жизни, и умение растолковать его другим людям. В контексте светского управления это может означать, что руководитель не отказывается от базовых, неколебимых ценностей, которые определяют миссию организации, не «подгоняет» правду под ситуацию или под чью-то выгоду, лично служит примером честности и верности обещанному слову. Это предполагает также, что ценности и принципы организации не могут быть построены на лжи или манипуляции — они должны согласовываться с высшей правдой, с заповедями о любви, справедливости и милосердии. Также руководитель должен не только сам жить по этим принципам, но и уметь передавать их другим.
Примечательно, что, перечисляя качества епископа, апостол Павел называет его «Божий домостроитель». То есть руководитель — это тот, кому доверен чужой дом. Такой лидер четко понимает, что люди, за которых он отвечает, не его собственность, а Божий дар, его ответственность перед Богом, а не средство для обогащения или личного успеха.
Что удалось сделать Титу на Крите?
У нас нет хоть сколько-нибудь подробных сведений о том, как именно Тит принялся исполнять поручение апостола Павла. Известно, что он сам стал первым епископом на острове, а главный город Крита, Гортина, сделался при нем центром Критской Церкви. Тит жил долго и вплоть до своей смерти, которая последовала ориентировочно в 107 году, находился на епископской кафедре.

Очевидно, что ему удалось найти людей, соответствующих критериям, сформулированным в Послании, и заложить прочную основу для последующего развития церковной организации на Крите. Так, уже во втором веке мы встречаем упоминание о подчиненной Гортине Кносской епископии, а различные источники определяют число критских епископий в первые века христианства от 12 до 20.
Таким образом, Тит поставил пресвитеров по всему острову, превратил разрозненные группы верующих в полноценную Церковь с собственной иерархией и придал церковной жизни стройность и порядок, что позволило ей выжить и успешно развиваться в языческом окружении. Благодаря ему Крит стал одним из ранних центров христианства в Восточном Средиземноморье.
Стали ли нормы Послания к Титу основой церковной практики?
Да. Послание апостола Павла к Титу относится к так называемым пастырским посланиям (наряду с двумя к Тимофею). И уже в Древней Церкви оно воспринималось не только как личное наставление учителя ученику, но и как образец устройства церковной жизни вообще. А требования к священнослужителям были восприняты и нашли свое отражение в позднейших церковно-канонических постановлениях.

Уже в «Апостольских правилах» (кон. II — III вв.) повторяются идеи Послания к Титу: епископы и пресвитеры должны хранить трезвость, не распускать руки, быть примерными мужьями и отцами, хранить целомудрие и т. д. Там же закрепляется требование духовной зрелости и нравственной чистоты пастырей. А в «Апостольских постановлениях», авторитетном каноническом памятнике IV века, почти дословно цитируется фрагмент из Послания о качествах епископа: «а ты, епископ, будь свят, непорочен, не бийца, не гневлив, не жесток, но домостроителен, обходителен, учителен, незлобив, тих, кроток, долготерпелив, увещателен, утешителен, как человек Божий». Позднее развитие мысли апостола Павла о нравственном облике священнослужителя с некоторыми вариациями (так, со временем возобладала практика поставления епископов из монашествующих) мы встречаем в постановлениях Вселенских Соборов. Отсылки к Посланию к Титу есть и в трудах многих святых отцов, рассуждавших о требованиях к пастырям.
Таким образом, нормы, определенные апостолом Павлом, стали фундаментом канонического права в части требованиям к кандидатам в духовный сан. Они вошли в своды правил, утвержденных Вселенскими Соборами, и навсегда закрепили образ священнослужителя как человека твердой веры и высокого нравственного облика.
А как обстоит дело сейчас?
Послание апостола Павла к Титу и сегодня остается одним из оснований церковного устройства. Со временем, с учетом приобретенного опыта, список требований к священнослужителям даже расширился: добавились уточненные правила о браке, монашеском образе жизни, ограничениях в мирских занятиях, строгие предписания в области нравственности и дисциплины. Так складывался идеальный образ пастыря — образца веры и благочестия.
Однако Церковь реалистично смотрит на человеческую природу. Увы, не все священники и епископы соответствуют этому высокому образцу. Именно поэтому сейчас существуют церковные суды, дисциплинарные комиссии и прочие инстанции, в задачи которых входит следить за соблюдением канонических предписаний: они призваны не только оберегать паству от соблазна и защищать честь и чистоту священнического служения, но и помогать самой Церкви сохранять верность тем критериям, которые определил апостол Павел, а впоследствии уточнили и расширили отцы — участники Соборов.
