Вавилонское пленение израильтян длилось не вечно. Вавилон пал, вся его территория попала под власть других правителей, персов и мидян, а они гораздо мягче относились к покоренным народам, в том числе к иудеям. Ассирийцы и вавилоняне старались предупреждать мятежи жестокостью, выселяя народы из родных краев, а персы предпочитали создать для них такие условия жизни, при которых незачем будет бунтовать. В 538 г. до н. э. царь Кир издал приказ, позволяющий иудеям возвращаться на родину и отстраивать разрушенное (об этом говорят некоторые главы из книги пророка Исайи), а на пасху 515 г. в Иерусалиме был освящен заново отстроенный Храм. Именно тогда появились последние по времени пророки Ветхого Завета, возвещавшие волю Бога относительно народа Израиля.

Пророк Аггей

Подробнее об этих событиях рассказано в книгах Ездры и Неемии, но именно в пророческих книгах мы находим объяснение, а почему вообще нужно было возвращаться к руинам? Разве нельзя было жить и дальше в изгнании, как жила Эсфирь и многие ее соплеменники? Зачем было тратить столько сил и средств на святыни, когда народу не хватало подчас самого необходимого?

Да и в чем суть такого возвращения? Непросто восстановить разрушенные стены, но хотя бы понятно, как это сделать. Но куда сложнее возродить жизнь государства и религиозной общины после того, как всё было разрушено до основания. Что здесь главное, а что — временное, преходящее? Об этом и говорили с народом последние по времени ветхозаветные пророки. Первым из них был пророк Аггей, его пророчества — уникальный случай! — точно датированы. Он начал проповедовать 29 августа 520 г. до н. э. и закончил проповедь 18 декабря того же года. Еще одна уникальная особенность этого пророка: его проповедь имела успех, люди выполнили всё, что повелел им через Аггея Господь. Собственно, потому Аггей и не стал продолжать.

Предмет его проповеди очень прост: люди, вы уже вернулись домой, вы построили себе жилища, распахали и засеяли поля, собрали первый урожай, а за ним и второй, и третий… Не пора ли задуматься о том, что важнее пахоты и жатвы? И можно ли ждать успеха в житейских делах, если вы пренебрегаете святыней? Жизнь, конечно, была трудной, иудеи едва сводили концы с концами, соседние народы были настроены враждебно… До Храма ли было им?

«Этот народ говорит: “Не настало еще время строить Храм Господень!” На это есть слово Господне, что пришло через пророка Аггея: “А вам самим — время жить в разукрашенных домах, когда Храм разрушен?” Ныне так отвечает вам Господь Воинств: “Посмотрите, как вы живете! Сеете много, да мало жнете, едите, да не досыта, пьете, да не допьяна, одеваетесь, да не согреваетесь, а что заработали — всё в дырявый кошель… На гору взойдите, дерево носите, храм стройте — в том Моя воля, в том Моя слава!” — говорит Господь».

У Аггея мы не найдем высокого богословия, да, видимо, людям было тогда не до него. Им бы семью прокормить — вот и показывал он прямую и непосредственную связь между достатком и благочестием. И это подействовало, строительство едва заложенного Храма было возобновлено. И тогда пророк произнес другие слова: «Как бывало у вас? Приходил кто к копне на двадцать мер зерна — а выходило десять; приходил кто к давильне, где пятьдесят мер винограда – а выходило двадцать… Поразмыслите: есть ли еще семена в амбарах? И лоза, и смоква, и гранат, и олива не плодоносили, но с этого дня Я благословлю их».

И все же Аггей не сосредоточен только на материальном достатке. Главное, что он говорит своим соплеменникам, это вовсе не расчет урожайности. «Я с вами — таково пророчество Господа!» А значит, всё получится.

0
0
Сохранить
Поделиться: