Вопрос читателя:
Почему в России существует подворье афонского монастыря? Афонский монахи благословили Гитлера на войну с Россией.
Евгений
Ответ священника:
Здравствуйте, Евгений!
И сам факт Вашего вопроса, и мотивация афонских монахов 40-х годов ХХ века свидетельствуют о пагубности привнесения политических соображений в вопросы духовной жизни.
О мотивах Кинота Святой Горы мы можем судить из доклада известного петербургского историка М.В. Шкаровского «Русский Афон в годы Второй мировой войны»:
«В июне 1942 г. по случаю посещения Афона представителем германского новостного агентства ДНБ Священный Кинот на своем заседании от имени 3200 афонских монахов вынес резолюцию, переданную в ДНБ для публикации: «Синод св. Общин на св. горе Афон наисердечно благодарит немецкие оккупационные власти в Греции за защиту и признание прежних прав св. Общин, которым немецкие власти всячески помогали. С большим удивлением следили мы за мужественной борьбой немецкой армии и ее союзников за освобождение России от безбожного большевизма. Всюду, куда входят немецкие войска, восстанавливается религиозная жизнь, и церковные колокола начинают опять звонить. Германия и ее союзники взяли на себя защиту христианства. По словам Спасителя, безбожный антихрист никогда не победит, и священная Община на святой горе Афонской с уверенностью ожидает победы защитника христианства – немецкого Рейха и союзников. Она молится, да благословит Господь победоносное оружие Вождя Рейха, и шлет верующим в Восточные области наисердечные поздравления и наиискреннейшие пожелания добра».
Из текста очевидно отождествление советской власти в России с антихристом, а немецких оккупантов – с защитниками христианства. Такой образ нацистская пропаганда пыталась использовать и в агитации верующих на территории Советского Союза. Зверства оккупантов на территории нашей страны не позволили им массово сыграть на чувствах верующих. Любовь к Родине православных верующих нашей страны оказалась сильнее ненависти к богоборческой советской власти.
Впрочем, при продолжении контактов афонитов с немецкими оккупантами, позиция Кинота довольно быстро изменилась. Уже в 1943 году, как пишет Шкаровский, «германский МИД безуспешно попытался организовать осуждение афонскими монастырями избрания Московским Патриархом Владыки Сергия (Страгородского). С этой целью на Святую Гору прислали резолюцию Венской конференции архиереев РПЦЗ от 21-27 октября 1943 г., но желаемого результата нацисты так и не добились».
О позиции афонитов к концу войны Михаил Шкаровский далее пишет: «В письме председателю Совета по делам Русской православной церкви Г.Г. Карпову от 21 августа 1946 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий I сообщал: «…настроение афонских иноков интересно в том отношении, что, будучи в большинстве своем вне политики, они не поддались доходившим до них обрывкам пропаганды против Советского Союза, шедшим со стороны эмигрантских кругов, и не прониклись симпатией к «крестовому походу» Гитлера против Советского Союза в 1941-1945 гг.».
Как мы видим, в периоды потрясений, политические реалии меняются крайне скоротечно, и попытки связать их с вечными вопросами защиты Церкви и веры, очень часто оказываются опрометчивыми. В крайних обстоятельствах жизни, как никогда, человеку свойственно и стремиться к помощи Божией и ошибаться в своих выводах и поступках.
Поэтому понятна позиция Русской Православной Церкви с христианской любовью и мудростью не осуждающей современных афонских монахов за минутную слабость некоторых их предшественников, и сохраняющей духовное общение с Русским Пантелеимоновым монастырем на Святой Горе. При этом, как Вам наверняка известно, к вопросам сохранения чистоты веры и, например, сослужения с раскольниками и самосвятами, наше Священноначалие относится гораздо строже.
Не стоит торопиться обвинять друг друга в ересях, изгонять и проклинать по политическим мотивам. Для верующего человека они глубоко вторичны по отношению к духовным ценностям. А вот их, как раз, стоит хранить и беречь, поскольку, именно подменив эти ценности, можно получить власть над тем, что получится на месте обманутого народа.
Помоги нам, Господи, всегда отделять вечное от временного!