Вопрос читателя:

Почему в России существует подворье афонского монастыря? Афонский монахи благословили Гитлера на войну с Россией.

Евгений

Ответ священника:

Здравствуйте, Евгений!

И сам факт Вашего вопроса, и мотивация афонских монахов 40-х годов ХХ века свидетельствуют о пагубности привнесения политических соображений в вопросы духовной жизни.

О мотивах Кинота Святой Горы мы можем судить из доклада известного петербургского историка М.В. Шкаровского «Русский Афон в годы Второй мировой войны»:

«В июне 1942 г. по случаю посещения Афона представителем германского новостного агентства ДНБ Священный Кинот на своем заседании от имени 3200 афонских монахов вынес резолюцию, переданную в ДНБ для публикации: «Синод св. Общин на св. горе Афон наисердечно благодарит немецкие оккупационные власти в Греции за защиту и признание прежних прав св. Общин, которым немецкие власти всячески помогали. С большим удивлением следили мы за мужественной борьбой немецкой армии и ее союзников за освобождение России от безбожного большевизма. Всюду, куда входят немецкие войска, восстанавливается религиозная жизнь, и церковные колокола начинают опять звонить. Германия и ее союзники взяли на себя защиту христианства. По словам Спасителя, безбожный антихрист никогда не победит, и священная Община на святой горе Афонской с уверенностью ожидает победы защитника христианства – немецкого Рейха и союзников. Она молится, да благословит Господь победоносное оружие Вождя Рейха, и шлет верующим в Восточные области наисердечные поздравления и наиискреннейшие пожелания добра».

Из текста очевидно отождествление советской власти в России с антихристом, а немецких оккупантов – с защитниками христианства. Такой образ нацистская пропаганда пыталась использовать и в агитации верующих на территории Советского Союза. Зверства оккупантов на территории нашей страны не позволили им массово сыграть на чувствах верующих. Любовь к Родине православных верующих нашей страны оказалась сильнее ненависти к богоборческой советской власти.

Впрочем, при продолжении контактов афонитов с немецкими оккупантами, позиция Кинота довольно быстро изменилась. Уже в 1943 году, как пишет Шкаровский, «германский МИД безуспешно попытался организовать осуждение афонскими монастырями избрания Московским Патриархом Владыки Сергия (Страгородского). С этой целью на Святую Гору прислали резолюцию Венской конференции архиереев РПЦЗ от 21-27 октября 1943 г., но желаемого результата нацисты так и не добились».

О позиции афонитов к концу войны Михаил Шкаровский далее пишет: «В письме председателю Совета по делам Русской православной церкви Г.Г. Карпову от 21 августа 1946 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий I сообщал: «…настроение афонских иноков интересно в том отношении, что, будучи в большинстве своем вне политики, они не поддались доходившим до них обрывкам пропаганды против Советского Союза, шедшим со стороны эмигрантских кругов, и не прониклись симпатией к «крестовому походу» Гитлера против Советского Союза в 1941-1945 гг.».

Как мы видим, в периоды потрясений, политические реалии меняются крайне скоротечно, и попытки связать их с вечными вопросами защиты Церкви и веры, очень часто оказываются опрометчивыми. В крайних обстоятельствах жизни, как никогда, человеку свойственно и стремиться к помощи Божией и ошибаться в своих выводах и поступках.

Поэтому понятна позиция Русской Православной Церкви с христианской любовью и мудростью не осуждающей современных афонских монахов за минутную слабость некоторых их предшественников, и сохраняющей духовное общение с Русским Пантелеимоновым монастырем на Святой Горе. При этом, как Вам наверняка известно, к вопросам сохранения чистоты веры и, например, сослужения с раскольниками и самосвятами, наше Священноначалие относится гораздо строже.

Не стоит торопиться обвинять друг друга в ересях, изгонять и проклинать по политическим мотивам. Для верующего человека они глубоко вторичны по отношению к духовным ценностям. А вот их, как раз, стоит хранить и беречь, поскольку, именно подменив эти ценности, можно получить власть над тем, что получится на месте обманутого народа.

Помоги нам, Господи, всегда отделять вечное от временного!

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
1
23
Сохранить
Поделиться: