Царь Давид называл блаженным человека, который размышляет день и ночь о Боге, а апостол Павел наставлял адресатов своих посланий: непрестанно молитесь. Как воплотить эти заветы в жизнь, задумался однажды преподобный Александр Константинопольский и нашел решение: он основал монастырь, который вошел в историю под названием обители «неусыпающих», т. е. неспящих. Можно ли молиться без перерыва на сон? Об этом читайте ниже.
Что придумал преподобный Александр, чтобы молитва в его монастыре не прекращалась ни на минуту
Преподобный Александр родился в конце IV века в Восточной Римской империи. Он был монахом и подвизался на территории современной Сирии. Периоды отшельничества сменялись в его жизни выходами на проповедь. Однажды его схватили разбойники. Не испугавшись смерти, святой рассказал им о Евангелии, обратил их в христианство и убедил покаяться. Разбойники крестились и превратили свой лагерь в монастырь.
Преподобный Александр приобрел большую известность. Несмотря на его стремление к уединению, жизни в пустыне и безмолвию, его не оставляли в покое. Люди, стремившиеся к духовной жизни, находили преподобного и селились рядом. Так, в районе реки Евфрат, в начале V века вокруг его кельи возник монастырь, в котором насчитывалось 400 монахов.
Налаживая монастырскую жизнь в новой обители, преподобный Александр размышлял: возможно ли человеку исполнить слова царя и псалмопевца Давида: Блажен муж, который… о законе Его [Господа] размышляет день и ночь (Пс 1:1–2). Три года он молился и просил Бога открыть ему Свою волю об этом. И решение пришло. Монахи были разделены на 24 группы, или молитвенные стражи. Группы монахов по очереди пели псалмы Давида. Они сменяли друг друга каждый час, прерывая псалмопение лишь на время совершения богослужения. В итоге молитва звучала круглосуточно, а монастырь получил наименование обитель «неусыпающих».
Позже преподобный Александр основал еще одну обитель «неусыпающих» в Константинополе, где около 430 года он и окончил свои дни.
Как молитвенный опыт «неусыпающих» распространился на другие монастыри?
Первая обитель, учрежденная преподобным Александром, прекратила свое существование уже вскоре после смерти своего основателя. Его преемник перенес монастырь поближе к столице империи. А в 465 году часть монахов, которых к тому времени насчитывалось уже несколько тысяч, переселилась в новооснованный монастырь, известный под названием Студийского.
Студийский монастырь стал одной из самых знаменитых обителей Константинополя. Благочестивый образ жизни студийской братии и практика непрестанного псалмопения, унаследованная от преподобного Александра, побуждали основателей новых монастырей обращаться к руководству студитов с просьбой направить к ним монахов для обучения братии. Пришел студийский устав и на Русь. Именно из Студийского монастыря в XI веке преподобный Феодосий Печерский перенял устав монашеского общежития, который включал в себя и непрерывные псалмопения.
Есть ли сегодня обители, где никогда не прекращается молитва?
Несмотря на то, что первая обитель «неусыпающих» святого преподобного Александра ненадолго пережила своего основателя, ее традиции продолжают жить в монастырях по всему миру. В России практику непрестанной молитвы можно встретить в Сретенском, Валаамском, Серафимо-Дивеевском и многих других монастырях.
Например, в Валаамском монастыре, согласно уставу, Псалтирь никогда не закрывают. Чтецы, сменяя друг друга, каждый в свою очередь, заступают на ее чтение. А сама молитвенная смена длится, как правило, около двух часов. «На Никольском скиту… не прекращается молитва к Богу — все ночные часы скитская братия поочередно читает неусыпаемую Псалтирь, во время которой также поминаются сотни и тысячи православных христиан. Днём Никольскую братию в этом послушании сменяют насельники Центральной усадьбы монастыря… В многочисленных скитах и пустыньках тоже совершается свой суточный молитвенный круг. Днем и ночью, по милости Божией, на Валааме теплится неугасимая лампада молитвы», — свидетельствует братия обители.
Призыв псалмопевца Давида к постоянному размышлению о Боге и слова апостола Павла о непрестанной молитве обращены не только к монахам, которых в то время еще не было, но и ко всем нам. Речь идет не столько о чтении конкретной молитвы, сколько о духовном бодрствовании, об ощущении себя в присутствии Божьем, о том, чтобы память о Боге не покидала наше сознание. И молитвенная практика монахов, пример их молитвенного подвига служат замечательным напоминанием об этом.