В 2020 году в издательстве «Дискурс» вышла книга Елены Литвяк «Кубики Гутенберга. Невероятные приключения детей и книг». Елена Литвяк — мама четырех детей, учитель истории, писатель. Книга ее адресована родителям и посвящена теме детского чтения — то есть, основываясь на своем родительском и учительском опыте, автор рассказывает, как читать с детьми, как выбирать книги, как обсуждать прочитанное. И это не теория, а практика: здесь можно найти множество полезных советов. Например, как устроить увлекательную литературную игру для большой компании маленьких детей.
Мы, с разрешения издательства, публикуем отрывок, в котором Елена Литвяк делится своим опытом организации литературной игры по серии книг Туве Янссон о муми-троллях. Эту игру она провела на дне рождения своего семилетнего сына.
По следам муми-троллей
Семеро мальчишек от четырех до десяти лет под одной крышей — уже задачка не для слабонервных. Дополнительные вводные — день рождения одного из них. Ему семь. Это мой средний сын. Остальные — его братья и друзья-первоклашки. Одним пирогом с семью свечками явно не обойдешься. Играть, играть, играть! Конечно, с книгой и в книгу. Но... Это же первоклашки. Они еще толком читать не умеют. Значит, требуется помощь старшего брата-четвероклассника и книжка, известная всем, — «Шляпа волшебника» Туве Янссон.
На этот раз у приключений было две части — домашняя и уличная. Иначе гости разнесли бы дом. И еще мы придумали «дневной» и «ночной» формат приключений — кто же из мальчишек не любит неожиданности и опасности!
Для начала каждый получил приглашение от Мити и Муми-тролля (папа мальчика Алеши сказал, что они обязательно превратят его в закладку для их домашней книжки про муми-троллей).
— А зачем фонарики? — спрашивали малыши, изнывая от любопытства.
Фонарики принес каждый, некоторые — по две штуки.
Но сначала был «дневной» формат — «Комната для всякой всячины» и «Фотоателье Муми-папы».
На дверях и в других местах нашего дома — даже в саду! — висели загадочные стрелочки со словами и таблички с текстами. Что там? Придется прочитать! Подходящее занятие для первоклассников. (На каждой стрелке было написано название испытания, а на табличке рядом — цитата от муми-троллей, передающая основной смысл действа и вообще житейскую мудрость.)
В «Комнате для всякой всячины», которая, как известно, находилась на верхнем этаже Муми-дома (смотрите план, нарисованный Туве Янссон в «Шляпе волшебника»), а у нас эту роль выполняла гостиная, на полу разбросаны карточки со странными словами — «мухель», «ниффс», «татихнафт», « ломутрильм», «кронс», «сивфал», «аромр», «мусмринкус». Это наша любимая игра — буквы в слове поменялись местами и нужно поставить их в правильном порядке, чтобы узнать имена жителей Муми-далена. С такой задачкой хорошо справляются начавшие читать семилетки.
Второе испытание — «Фотоателье Муми-папы». Нужно нарисовать черной гелевой ручкой похожие портреты героев сказки, копируя их с рисунков Туве Янссон, а потом создать настоящую фотогалерею.
А между тем наступили сумерки. Теперь-то и понадобились фонарики — для «Пещеры Сниффа». А также стулья, покрывала, матрасик. Потому что «каждый нуждается в тепле и свете». Нужно было построить такую пещеру, чтобы в нее поместились все семеро игроков. Когда, наконец, не без споров о лидерстве, это произошло, мы погасили свет и включили фонарики. Как уютно мерцала пещерка в черной комнате! Малыши сидели, притихшие, в обнимку, и трудно было поверить, что еще минуту назад по детской летали искры...
По соседству, в комнате старшей сестры, обнаружился «чемодан Тофслы и Вифслы». Разбившись на пары (кто Тофсла? Кто Вифсла?), ребята должны были пронести чемодан по комнате, разговаривая между собой примерно так: «Дасла! Ну и деласла!» Это было чрезвычайно весело! А в награду за фантазию в чемодане обнаружился настоящий Королевский рубин (еще один зажженный фонарик и красная бумага).
На чердаке игроков ожидала «Шляпа волшебника» и, конечно, сам Муми-тролль. Шляпа была набита билетиками с вопросами по сказке, например, такими: «Какую еду любят муми-тролли?», «Где спят Тофсла и Вифсла?», «Как Муми-тролль узнал, что пришла весна?», «Что надо пожелать Снусмумрику?», «Какую награду Муми-мама пообещала за свою сумку?».
Читающие первоклассники справлялись с вопросами сами, для не читающих вопросы озвучивали мы со старшим сыном. А потом начались прятки с Муми-троллем, как в сказке. Только мы выключили в доме весь свет и искали с фонариками. Вот это были прятки!
А потом нужно было построить из диванных подушек «Плот Муми-тролля» и сделать так, чтобы вся компания проплыла на нем по коридору. Как? Придумайте! И ведь придумали, плот по-настоящему двигался, и никто не свалился за борт, в море.
Никто и не заметил, что мы играли почти час. Но пора перекусить. Мы отправились на кухню. «Тот, кто любит блины, не опасен». А также лимонад, фрукты и прочие вкусности.
Подкрепившись, можно было начинать вторую часть — на улице, где уже почти совсем стемнело и снова понадобились фонарики. В саду, на яблоне, ждала «Лестница Снусмумрика» (действительно, веревочная). По ней нужно было взобраться на дерево и сыграть на губной гармошке. Кстати, какая песня у Снусмумрика была самой любимой?
Довольные собственной ловкостью мальчишки куражились друг перед другом, но внезапно оказалось, что за это время злая, холодная Морра утащила нашего Муми-тролля и пакетики с мармеладками. Ребята разделились на две команды и, держась за руки и включив фонарики, бесстрашно отправились искать в темном саду пропажу. И нашли, конечно, хотя и не без приключений.
Теперь пора и за пирог с семью свечками приниматься и смотреть мультики про муми-троллей (мы почему-то любим больше наши, чем оригинальные финские). А тут, как нарочно, пришли родители забирать домой...