В кинематографе — и отечественном, и зарубежном — есть немало картин, посвященных детям на войне. «Дети и война — нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете», писал Твардовский, но, тем не менее, эти странные сближения происходят. Нам и нашим детям, живущим в относительно благополучное время, полезно понять, какие испытания выпали на долю других людей и детей, посмотреть, как они справлялись, каковы они были и что им помогло.
МОГИЛА СВЕТЛЯЧКОВ
Hotaru no haka, 1988, Япония, режиссер Исао Такахата, анимэ
12+
«После бомбежки дождь всегда черный» — вы знали об этом? Сейто, которому 14, и его маленькая сестренка Сэцуко знают, ведь они живут во время войны. Точнее, пытаются выжить без родителей, но еды в стране становится все меньше и меньше, каждый спасает сам себя, и дети начинают голодать. Американская авиация постоянно бомбит японские города. «Отец им за это отомстит» — так вначале говорит Сэйто, но в конце все получается по-другому. Возгласы умирающих солдат «Слава Императору», национальная гордость и прочие патриотические идеи выглядят совершенно нелепо на фоне того, что происходит с детьми. Жизнь ребенка — это хрупкий мир, он рушится и исчезает по вине взрослых, и этому нет никакого оправдания. Возможно, это самый трагический мультфильм в истории кино.
ИВАНОВО ДЕТСТВО
1962, СССР, режиссер Андрей Тарковский
16+
Двенадцатилетний разведчик Иван (его роль сыграл Николай Бурляев) не считает себя вправе не участвовать в войне — просто потому, что он может сделать то, что не могут взрослые. Его мужество очень зрелое, в нем нет ни гордости, ни превосходства, несмотря на то, что Иван, конечно же, ребенок. Ребенок без детства. Это очень печальный рассказ о детском горе, подвиге и смерти. Когда в конце фильма звучит вопрос — «Неужели это не самая последняя война на Земле?» — совершенно понятно, что войны больше быть не должно.
Я РОДОМ ИЗ ДЕТСТВА
1966, Беларусьфильм, режиссер Геннадий Туров, сценарий Геннадия Шпаликова, автор песен — Владимир Высоцкий
12+
Этот фильм можно смотреть как документальный, постепенно погружаясь в атмосферу военного времени, когда победа уже близко, а все тяготы военного времени стали привычным фоном жизни, и к ним относятся спокойно — ко всему: разрухе, разлуке, бедности, горю, ненависти к врагам… Женщины и дети ждут мужчин с фронта, и они возвращаются, но далеко не все, а кому-то и некуда вернуться. А вот к этому привыкнуть невозможно, но приходится жить дальше — со шрамами, утратами, песнями и верой в свой народ.
ДВА ФЕДОРА
1958, СССР, режиссер Марлен Хуциев, оператор Петр Тодоровский, в главной роли Василий Шукшин
0+
Это фильм о войне, хотя его сюжет начинается как раз в момент ее окончания, но характеры и судьбы героев — да и всех, наверное, советских людей того времени — сложены войной. Еще один документ той эпохи, по которому можно понять, какими были люди, как они чувствовали, какие песни пели, какой огромный отпечаток наложила война на всю жизнь народа. Связь характера и времени проявляется в практичности и хозяйственности бывшего беспризорника Федора-малого, в видимой суровости Федора-большого, который, понимая, что возвращаться ему некуда и увидев такого же, как сам, одинокого мальчишку, берет его к себе жить, в дом, которого почти нет, в развалины.
Удивительный контраст создают эти развалины вокруг — и твердость характеров людей, их доброта и сильнейшее ощущение общности и надежности, которого сейчас нет, хотя здания стоят ровно. Почти каждая сцена фильма показывает, как два Федора берегут друг друга, как они внимательны — такими бывают только много пережившие, страдавшие люди.
ДЕВОЧКА ИЗ ГОРОДА
1984, СССР, режиссер Олег Николаевский
0+
Этот светлый и трогательный фильм можно смотреть даже с самыми маленькими детьми. Рассказ о деревенской многодетной семье, которая взяла девочку-сироту во время войны. Дети играют невероятно правдиво. Все происходит очень естественно, и в конце фильма все члены семьи считают друг друга родными — и городская девочка, и дед, и мать с детьми, и даже отец семейства, который ни разу не попадает в кадр, поскольку он все это время воюет далеко от дома. Удивительно, как он присутствует в письмах, разговорах, фотографиях и полностью поддерживает жену и заочно принимает в свою семью еще одного ребенка. Таких людей нечасто удается встретить в жизни, да и в кино их давно уже не видно.
ПОДРАНКИ
1976, СССР, режиссер Николай Губенко
12+
Судьба главного героя, писателя Алексея Бартенева, списана с биографии самого режиссера. Он тоже провел детство в интернате, будучи разлученным с братом и сестрой. Нашли они друг друга только спустя десятки лет после войны. В фильме показаны детские годы Алексея и его сверстников, и его встречи с братьями, когда они уже взрослые. На роли детей-сирот режиссер пригласил ребят из детских домов, которые играют, в общем-то, самих себя. Фильм производит большое впечатление и на детей, и на взрослых, может быть, потому, что это редкое сочетание очень искренней и тонкой интонации с очень болезненной темой. И, конечно, это блестящая работа в смысле искусства. Некоторые критики считают этот фильм лучшим в истории русского кино.
АКАДЕМИЯ СМЕРТИ
NaPolA — Elite für den Führer, Германия, 2004, режиссер Деннис Ганзель
16+
Сценарист и режиссер этого фильма — 31-летний немец, у которого дед служил когда-то инструктором в настоящей «Наполе» - Национал-политической академии (National-politische Erziehungs-Anstalt), где нацисты из подростков воспитывали новую элиту, «мужчин, творящих историю», гауляйтеров Минска и Вашингтона. Гитлеру была нужна «молодежь, которая заставит весь мир содрогаться от ужаса», «жестокие, требующие беспрекословного подчинения, бесстрашные и безжалостные юноши».
В 1942 году полный надежд 16-летний Фридрих вопреки воле отца поступает в это учебное заведение, где встречает столь же юного Альбрехта, который как раз наоборот, совсем не в восторге от блестящих перспектив, хотя он — сын начальника. Фридрих увлекается боксом, а Альбрехт — литературой, их дружба показана как единственная опора в жестком военизированном мире академии, где никто не церемонится со слабым, а сильного превозносят и тем самым превращают в чудовище.
Герои фильма постепенно начинают понимать, что все это приводит к ужасным последствиям, но сопротивляться, находясь внутри системы, очень нелегко. Два друга — поэт и спортсмен — делают это каждый по-своему. Фильм полезно посмотреть подросткам среднего и старшего возраста, а также их родителям.