7 чудес Дальневосточного музея

27 февраля 2018 года в Хабаровском краевом музее имени Н. И. Гродекова прошла презентация каталога «Православие на Дальнем Востоке». Православный фонд музея включает более 1400 единиц хранения. В нашей подборке — 7 экспонатов, ради которых точно стоит посетить музей тем, кто окажется в Хабаровском крае.

Современное здание музея

 

1

Шкатулка, сделанная лично святителем Иннокентием Московским

Известный дальневосточный миссионер, получивший почетное звание апостола Америки и Камчатки святитель Иннокентий (Вениаминов), как известно, был на все руки мастер. Он мог вырастить, собрать и обмолотить пшеницу, испечь из нее хлеб. Мог пошить подрясник и рясу (лично скроил ее для другого миссионера прославленного во святых — святителя Николая Японского). Существует даже предание о том, что он сам собрал настольные часы.

Шкатулка, сделанная руками святителя Иннокентия Московского

Пожалуй, одним из самых ценных предметов коллекции музея можно назвать шкатулку, сделанную руками святителя Иннокентия. Она выполнена из латуни в виде прямоугольного ящика с откидной крышкой, поверхность которого украшена чеканным растительным орнаментом. Шкатулка передана в дар в 1896 г. дочерью преосвященного Иннокентия – Екатериной Ивановной Петелиной.

Святитель Иннокентий Московский

В этой шкатулке святитель Иннокентий, тогда еще выпускник Иркутской семинарии, преподнес подарок своей будущей жене Екатерине, дочери якутского священника Иоанна Шарина. К сожалению, какой именно подарок будущий прославленный миссионер преподнес своей невесте, в дарственной не упоминается. Не сказано об этом и в автобиографии святителя, ни разу не говорится в его письмах и дневниковых записях. Известно лишь, что шкатулка долгое время сохранялась в семье как семейная реликвия.

 

2

Картина «Айгунский договор». Откуда там святитель Иннокентий?

Святитель Иннокентий (слева на картине) сидит за столом
рядом с генералом-губернатором Восточной Сибири Н. Н. Муравьева

Преосвященный Иннокентий был ближайшим сподвижником генерал-губернатора Восточной Сибири Н. Н. Муравьева и принимал деятельное участие в возвращении Приамурья Российской империи и подписании Айгунского договора в 1858 г. В фондах Гродековского музея хранится картина «Айгунский договор», написанная дальневосточным художником Василием Евтроповичем Романовым в 1947 г. в Благовещенске. На картине с левой стороны изображен святитель Иннокентий (Вениаминов). Из писем владыки следует, что непосредственного участия в переговорах о установлении новой границы между Российской и Дайцинской империями в маньчжурском городе Айгуне он не принимал. Но художник рассудил иначе. Изобразив Камчатского на тот момент архиерея в момент подписания Айгунского договора, он хотел тем самым подчеркнуть, что и духовные власти сыграли значительную роль в возвращении Приамурья и дальнейшем освоении этих земель русскими людьми.

 

3

«Краденые одежды»

Большая часть дореволюционных облачений хабаровского духовенства, церковная утварь и церковная литература были переданы в музей в начале 1930-х гг. в связи с закрытием городских храмов. Одним из последних был закрыт кафедральный Алексеевский собор, откуда, вероятно, и изъяли неполный комплект архиерейского облачения (саккос, палица, епитрахиль) из шелка малинового цвета на шелковом подкладе, орнаментированный вышивкой гладью из металлизированных нитей серебристого цвета.

 

4

Три списка святыни Албазина

Албазинская икона, ХVII в.

В 1930 г. в связи с закрытием Градо-Хабаровского собора Успения Божией Матери в музей передана одна из главных святынь дореволюционного Хабаровска – икона с образом Божией Матери «Слово плоть бысть», именуемым «Албазинская», – список с иконы ХVII в., хранившийся в кафедральном соборе г. Благовещенска-на-Амуре.

Албазинский образ Божией Матери почитался не только в Приамурье. Он был любимым образом царской семьи. В 1891 г. цесаревич Николай Александрович, завершая кругосветное путешествие посетил г. Благовещенск, центр Благовещенской епархии, где ему была преподнесена небольшая копия с Албазинской иконы, которая стала одной из семейных икон.

Албазинская икона. Список 1896 г.

Хабаровская Албазинская Богородица писалась в г. Санкт-Петербурге. Она существенно отличалась от оригинала. Сложно сказать, что двигало мастером, когда он работал над образом.

Более 60 лет она хранилась музее, а в 1999 г. передана в бессрочное безвозмездное пользование Хабаровской епархии и в настоящее время хранится в восстановленном Успенском соборе.

Албазинская икона. Список, сделанный В. Шутым

В 2012 г. хабаровский художник Вадим Шутый написал образ Божией Матери «Албазинская» специально для показа в новой экспозиции, посвященной истории православия на Дальнем Востоке.

 

5

Икона Божией Матери «Объятия Отча (Уссурийская)» 

Образ Божией Матери «Объятия Отча (Уссурийская)»

Другим почитаемым Богородичным образом на Дальнем Востоке был образ Божией Матери «Объятия Отча (Уссурийская)», написанная основателем Свято-Троицкого Николаевского монастыря близ железнодорожной станции Шмаковка игуменом Алексием (Осколковым). Обитель стала первым монастырем, основанным на территории юга Дальнего Востока в конце ХIХ века. По состоянию здоровья отец Алексий вскоре вынужден был уехать с Дальнего Востока и поселился на Афоне. Но не оставил попечений о своем детище. Специально для монастыря он написал две иконы: Святой Троицы, написанная на доске из Мамврийского дуба, и образ Пресвятой Богородицы, именуемый «Объятия Отча» Уссурийская. Впоследствии братия Шмаковского монастыря сделала несколько копий для храмов Дальнего Востока. Одна из них хранилась и в Хабаровске. В настоящее время икона находится на реставрации, специалисты пытаются вернуть ей первоначальный вид.

 

6

Уссурийские пирографии

Святитель Иоасаф, епископ Белгородский

В монастырской мастерской создавали не только иконописные образы, но иконы в новой модной технике – пирографии – выжигание священных изображений на дереве. Именно в такой технике изготовлена икона святителя Иоасафа, епископа Белгородского. С обратной стороны иконы сохранилась надпись, по какому случаю она была выжжена и кому преподнесена в дар:

«Его Высокопреподобiю /Всечестнѣйшему О. Владимiру Давыдову. /На память объ участiи Вашемъ въ народномъ па/ломничествѣ въ Уссурiйскiй Св-Троицкiй Николаевскiй /мон-рь 4 сентября 1911 г. въ день торжественнаго откры/тiя и прославленiя св. мощей, новоявленнаго угод/ника Божiя, Св. IОАСАФА, Епископа Бѣлоград/скаго. Отъ смиренныхъ трудовъ братiи обители».

 

7

Иконы эвенков

Свт. Николай Чудотворец. Икона,
сделанная неизвестным эвенкийским мастером

Не меньший интерес представляют различные самодельные иконы, найденные в жилищах коренных народов дальневосточной земли. Одна из них была изготовлена неизвестным эвенкийским мастером. Это небольшая трапециевидная дощечка с крюком для подвески в верхней части. На дощечку наклеены четыре цветные открытки с изображением Николая Чудотворца.

Святитель Николай был очень популярен среди представителей новообращенных народов.

Они обращались к нему в опасностях, угрожавших им в тайге, на реках, в море, получая явную помощь. Один из таких случаев описан в житии святителя Иннокентия Московского.

 

Читайте также:

В Вологду надо приехать, чтобы…

Коломенское: к царю на дачу

Вежливые люди. 5 историй об учтивости святых

3 истории о неземной логике

 

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (6 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.