27 февраля 2018 года в Хабаровском краевом музее имени Н. И. Гродекова прошла презентация каталога «Православие на Дальнем Востоке». Православный фонд музея включает более 1400 единиц хранения. В нашей подборке — 7 экспонатов, ради которых точно стоит посетить музей тем, кто окажется в Хабаровском крае.
1
Шкатулка, сделанная лично святителем Иннокентием Московским
Известный дальневосточный миссионер, получивший почетное звание апостола Америки и Камчатки святитель Иннокентий (Вениаминов), как известно, был на все руки мастер. Он мог вырастить, собрать и обмолотить пшеницу, испечь из нее хлеб. Мог пошить подрясник и рясу (лично скроил ее для другого миссионера прославленного во святых — святителя Николая Японского). Существует даже предание о том, что он сам собрал настольные часы.
Пожалуй, одним из самых ценных предметов коллекции музея можно назвать шкатулку, сделанную руками святителя Иннокентия. Она выполнена из латуни в виде прямоугольного ящика с откидной крышкой, поверхность которого украшена чеканным растительным орнаментом. Шкатулка передана в дар в 1896 г. дочерью преосвященного Иннокентия – Екатериной Ивановной Петелиной.
В этой шкатулке святитель Иннокентий, тогда еще выпускник Иркутской семинарии, преподнес подарок своей будущей жене Екатерине, дочери якутского священника Иоанна Шарина. К сожалению, какой именно подарок будущий прославленный миссионер преподнес своей невесте, в дарственной не упоминается. Не сказано об этом и в автобиографии святителя, ни разу не говорится в его письмах и дневниковых записях. Известно лишь, что шкатулка долгое время сохранялась в семье как семейная реликвия.
2
Картина «Айгунский договор». Откуда там святитель Иннокентий?
Преосвященный Иннокентий был ближайшим сподвижником генерал-губернатора Восточной Сибири Н. Н. Муравьева и принимал деятельное участие в возвращении Приамурья Российской империи и подписании Айгунского договора в 1858 г. В фондах Гродековского музея хранится картина «Айгунский договор», написанная дальневосточным художником Василием Евтроповичем Романовым в 1947 г. в Благовещенске. На картине с левой стороны изображен святитель Иннокентий (Вениаминов). Из писем владыки следует, что непосредственного участия в переговорах о установлении новой границы между Российской и Дайцинской империями в маньчжурском городе Айгуне он не принимал. Но художник рассудил иначе. Изобразив Камчатского на тот момент архиерея в момент подписания Айгунского договора, он хотел тем самым подчеркнуть, что и духовные власти сыграли значительную роль в возвращении Приамурья и дальнейшем освоении этих земель русскими людьми.
3
«Краденые одежды»
Большая часть дореволюционных облачений хабаровского духовенства, церковная утварь и церковная литература были переданы в музей в начале 1930-х гг. в связи с закрытием городских храмов. Одним из последних был закрыт кафедральный Алексеевский собор, откуда, вероятно, и изъяли неполный комплект архиерейского облачения (саккос, палица, епитрахиль) из шелка малинового цвета на шелковом подкладе, орнаментированный вышивкой гладью из металлизированных нитей серебристого цвета.
4
Три списка святыни Албазина
В 1930 г. в связи с закрытием Градо-Хабаровского собора Успения Божией Матери в музей передана одна из главных святынь дореволюционного Хабаровска – икона с образом Божией Матери «Слово плоть бысть», именуемым «Албазинская», – список с иконы ХVII в., хранившийся в кафедральном соборе г. Благовещенска-на-Амуре.
Албазинский образ Божией Матери почитался не только в Приамурье. Он был любимым образом царской семьи. В 1891 г. цесаревич Николай Александрович, завершая кругосветное путешествие посетил г. Благовещенск, центр Благовещенской епархии, где ему была преподнесена небольшая копия с Албазинской иконы, которая стала одной из семейных икон.
Хабаровская Албазинская Богородица писалась в г. Санкт-Петербурге. Она существенно отличалась от оригинала. Сложно сказать, что двигало мастером, когда он работал над образом.
Более 60 лет она хранилась музее, а в 1999 г. передана в бессрочное безвозмездное пользование Хабаровской епархии и в настоящее время хранится в восстановленном Успенском соборе.
В 2012 г. хабаровский художник Вадим Шутый написал образ Божией Матери «Албазинская» специально для показа в новой экспозиции, посвященной истории православия на Дальнем Востоке.
5
Икона Божией Матери «Объятия Отча (Уссурийская)»
Другим почитаемым Богородичным образом на Дальнем Востоке был образ Божией Матери «Объятия Отча (Уссурийская)», написанная основателем Свято-Троицкого Николаевского монастыря близ железнодорожной станции Шмаковка игуменом Алексием (Осколковым). Обитель стала первым монастырем, основанным на территории юга Дальнего Востока в конце ХIХ века. По состоянию здоровья отец Алексий вскоре вынужден был уехать с Дальнего Востока и поселился на Афоне. Но не оставил попечений о своем детище. Специально для монастыря он написал две иконы: Святой Троицы, написанная на доске из Мамврийского дуба, и образ Пресвятой Богородицы, именуемый «Объятия Отча» Уссурийская. Впоследствии братия Шмаковского монастыря сделала несколько копий для храмов Дальнего Востока. Одна из них хранилась и в Хабаровске. В настоящее время икона находится на реставрации, специалисты пытаются вернуть ей первоначальный вид.
6
Уссурийские пирографии
В монастырской мастерской создавали не только иконописные образы, но иконы в новой модной технике – пирографии – выжигание священных изображений на дереве. Именно в такой технике изготовлена икона святителя Иоасафа, епископа Белгородского. С обратной стороны иконы сохранилась надпись, по какому случаю она была выжжена и кому преподнесена в дар:
«Его Высокопреподобiю /Всечестнѣйшему О. Владимiру Давыдову. /На память объ участiи Вашемъ въ народномъ па/ломничествѣ въ Уссурiйскiй Св-Троицкiй Николаевскiй /мон-рь 4 сентября 1911 г. въ день торжественнаго откры/тiя и прославленiя св. мощей, новоявленнаго угод/ника Божiя, Св. IОАСАФА, Епископа Бѣлоград/скаго. Отъ смиренныхъ трудовъ братiи обители».
7
Иконы эвенков
Не меньший интерес представляют различные самодельные иконы, найденные в жилищах коренных народов дальневосточной земли. Одна из них была изготовлена неизвестным эвенкийским мастером. Это небольшая трапециевидная дощечка с крюком для подвески в верхней части. На дощечку наклеены четыре цветные открытки с изображением Николая Чудотворца.
Святитель Николай был очень популярен среди представителей новообращенных народов.
Они обращались к нему в опасностях, угрожавших им в тайге, на реках, в море, получая явную помощь. Один из таких случаев описан в житии святителя Иннокентия Московского.
Читайте также:
В Вологду надо приехать, чтобы…
Коломенское: к царю на дачу
Вежливые люди. 5 историй об учтивости святых
3 истории о неземной логике