Пожалуй, это самый неоднозначный из русских религиозных философов XX века. Собственно, многие его критики вообще отказываются Бердяева признавать философом, называя его труды парадоксальным потоком сознания, фиксацией сиюминутных и зачастую взаимоисключающих рефлексий автора. В то же время многим, особенно западноевропейским интеллектуалам, именно Бердяев открыл Православие.
Сам Николай Бердяев называл себя верующим вольнодумцем. Он так и не смог до конца воцерковиться. «Я вполне готов каяться в моих многочисленных грехах и в этом согласен был смириться. Но я не мог смирить своих исканий нового духа, своего познания, своего свободолюбия», — признавался он.
Зато он свято верил в особый путь России, в ее мессианское предназначение, в то, что именно Православию суждено возгласить Западу «тайну свободы».
В февральской революции 1917 года Бердяев быстро разочаровался, октябрьскую и вовсе не принял. Когда в 1922 году его высылали из Советской России, он испросил благословения у прославленного ныне в лике святых протоиерея Алексия Мечёва, а в эмиграции, в Париже, один из немногих выступил в поддержку Декларации о лояльности местоблюстителя патриаршего престола митрополита Сергия (Страгородского), вызвавшей резкое неприятие в Русском зарубежье. Эта публикация была принципиальным поступком. Как писал сам Бердяев, «когда произошел конфликт между Московской патриаршей Церковью и Зарубежной Церковью, возглавленной митрополитом Евлогием, я решительно присоединился к Московской патриаршей Церкви и написал свирепую статью…»
Николай Бердяев до конца жизни пребывал в лоне патриаршей Церкви.
В 1930—1940-е годы известность его в Европе, да и в Америке, была чрезвычайно велика. Почти все им написанное (а это сорок книг и четыреста пятьдесят статей) было переведено на основные европейские языки, по книгам Бердяева судили о русской душе, русском народе, истокам русской революции. Он и сегодня — один из самых читаемых в мире философов. И сегодня, спустя шесть десятилетий после его смерти, не прекращаются споры вокруг его личности и его огромного творческого наследия.
Умер Николай Бердяев в 1948 году с пером в руках, за письменным столом. Книга «Царство Духа и царство Кесаря» так и осталась незавершенной.