19 ноября в Москву прибыла одна из главных святынь Православия – Пояс Пресвятой Богородицы. С 19 по 27 ноября она будет пребывать в Храме Христа Спасителя, куда специально организован круглосуточный доступ. О том, для чего православные поклоняются святыням, мы спросили священника Игорь Фомина, клирика Казанского собора на Красной площади в Москве.
1. Отец Игорь, почему именно пояс Пресвятой Богородицы вызвал такой ажиотаж среди верующих, хотя в Москве постоянно пребывает немало других святынь Православия?
- Пояс Пресвятой Богородицы – это самая главная святыня монашеской республики на горе Афон. Она не покидала Святую гору уже двести лет. Первое место, куда сегодня попадает святыня – это Россия. Перед этой святыней молились многие монахи, которые ныне прославлены в лике святых.
Наверное, и мы хотим стяжать опыт, силу в борьбе с искушениями и ту благодать, которая так подействовала на тех людей, что они вошли в радость Божию. Хотим прикоснуться к этой радости, так как это, действительно, великая святыня Афона.
2. Зачем, в принципе, стоять к какой-либо святыне, если можно молиться в храме перед иконами или дома – в частной молитве?
- К святыне имеет смысл стоять, так как уже само стояние – это время нашего покаяния, нашей молитвы, когда можно осмыслить свою жизнь, выстроить свою просьбу к Богу или к тому святому, кому ты собираешься поклониться. Смысл стояния - это своеобразное внутреннее созерцание самого себя. Поэтому, если есть возможность постоять, то ее нужно использовать.
3. А нет ли в самом стоянии к святыне некоего языческого элемента, когда человек стоит, чтобы только что-то получить?
- Ничего языческого в этом нет. Где бы мы не стояли – в очереди, в храме – молитва одна и таже. Если мы, отстояв в очереди, о чем-то просим Бога, это еще не значит, что мы это получим. Мы получим только то, что нам полезно. Поэтому ничего языческого в стоянии ради поклонения нет.
4. Как лучше всего провести то время, что мы стоим в очереди к святыне? Какие у человека могуть возникнуть искушения во время такого продолжительного стояния?
- Стоя в такой очереди, человек набирается определенного духовного опыта. Вместе с другими людьми мы можем молиться, петь акафисты, читать какие-либо молитвы, вести друг с другом душеспасительные беседы, узнавать что-то новое. Во всем этом есть определенный положительный момент.
Что касается искушений, то, конечно, их может быть немало. Во-первых, это неизвестные люди рядом, которых мы раньше не знали, каждый со своим характером, своими особенностями, со своими взглядами, быть может, даже не всегда православными. Во-вторых, к человеку подкрадывается усталость, а вместе с ней и раздражение на, казалось бы, совсем простые вещи, предметы, окружающих его людей. Однако здесь, наверное, и проверяется то, насколько мы – христиане, как мы можем принять любого человека в свой мир, даже на короткое время – на два, три или десять часов.
5. Неужели все те, кто приходит к Поясу — действительно верующие? Не кажется ли Вам, что среди них значительная часть — праздные «туристы»?
- Все, кто приходит приложиться к святыне, несомненно, люди верующие. Дело в том, что невозможно из-за праздного любопыства или какого-либо ажиотажа стоять в очереди пять, десять или двенадцать часов. Не веря в истинность святыни, в исходящую от нее благодать, человек не будет просто так претерпевать те трудности, которые его будут сопровождать во время стояния. Это будет делать только человек верующий в Бога, а неверующий сюда и не придет.