
2-3 февраля в Москве прошел Архиерейский собор, в котором участвовали 354 епископа Русской Православной Церкви. По итогам было опубликовано Постановление Архиерейского собора, из которого мы отобрали несколько пунктов.
Собор утвердил проекты документов, которые предлагается обсудить на предстоящем Всеправославном соборе с участием Предстоятелей и представителей Поместных Православных Церквей:
Отметим, то по регламенту работы Всеправославного собора на нем не могут обсуждаться документы, не одобренные предварительно на Всеправославных предсоборных совещаниях.
Архиерейский собор Русской Православной Церкви канонизировал нескольких святых:
- страстотерпца праведного Евгения врача (Боткина), принявшего страдания вместе с царской семьей в Ипатьевском доме (†1918, память 4 / 17 июля);
Евгений Боткин добровольно последовал за семьей последнего русского императора, до последнего находился рядом с ними, в Тобольске доктор Боткин бесплатно лечил местных жителей. В дом Ипатьевых в Екатеринбурге страстотерпец Евгений Боткин отправился добровольно, прожил 53 года.
Напомним, что страстотерпцами называют святых, добровольно пошедших на смерть по политическим или иным мотивам. Страстотерпцами были первые канонизированные русские святые – Борис и Глеб – сыновья святого равноапостольного великого князя Владимира.
- общецерковное прославление святого и благоверного князя Ярослава Мудрого (†1054, память 20 февраля / 5 марта; в високосный год 4 марта).
Ярослав Мудрый был сыном святого князя Владимира. Среди его деяний можно отметить строительство Софийского собора в Киеве, а также первую попытку установить независимость Русской Церкви от Византии. В годы правления этого князя собор русских епископов выбрал митрополитом «пресвитера Лариона» - автора Слова о Законе и Благодати и первого «владельца» пещерки на высоком берегу Днепра, из которой впоследствии вырос знаменитый Киево-Печерский монастырь. Кроме того с именем святого князя связана легенда об основании города Ярославля.
- канонизация архиепископа Серафима (Соболева) - святителя, пережившего трагедию гражданской войны и покинувшего Россию вместе с войсками генерала Деникина. Архиепископ Серафим уделял много внимания проблемам государственного устройства России и оставил несколько работ на эту тему. В годы Великой Отечественной войны отказался молиться за победу немецких солдат (стоит учесть, что Болгария, где служил и жил владыка, была союзником Гитлера) и отказался благословлять русских эмигрантов на борьбу с советской армией. После избрания патриарха Алексия I владыка Серафим обратился к нему с просьбой о принятии его общины в юрисдикцию Московского патриархата, которая была удовлетворена. 26 февраля 1950 года владыка Серафим скончался в своей квартире в городе Велико Тырново.
Архиерейский собор также призвал клириков внимательно относиться к своим публичным заявлениям и нести ответственность за свои высказывания:
"Освященный Архиерейский Собор…, обращает внимание епархиальных архиереев на необходимость активного и ответственного взаимодействия со средствами массовой информации. Кроме того, сегодня значительная часть паствы использует социальные медиа. Важно, чтобы духовенство ответственно свидетельствовало о Христе и Его Евангелии в этом информационном пространстве, в том числе поддерживая и разъясняя позицию Церкви по общественно значимым вопросам, избегая при этом утверждений, могущих вносить смущение в среду верующих и влиять на формирование неадекватного восприятия этой позиции светским обществом".
Отметим, что Патриарх Кирилл, Священный Синод и председатели Синодальных отделов и раньше постоянно напоминали об ответственности священнослужителей и журналистов при освещении официальной позиции Русской Православной Церкви, а также при ведении страниц в социальных сетях.
Члены Архиерейского Собора также отметили важность скорейшего окончания работы над современным православным катехизисом (краткое и точное изложение основ православной веры, написанное понятным языком) и поручили собрать отзывы и рецензии на текст катехизиса до 1 сентября 2016 года. Отметим, что текст катехизиса очень нужен не только православным миссионерам, но и всем верующим, желающим понять, что такое православное христианство в начале ХХI века.
Архиерейский собор утвердил документы, одобренные Межсоборным присутствием Русской Православной Церкви, в период между Архиерейскими соборами. Самым известным из документов был текст «Об участии верных в Евхаристии», который упорядочил практику подготовки мирян ко святому Причастию.
На заставке фото: свящ. Игорь Палкин, С. Власов. Источник: Патриархия. ру