2-3 февраля в Москве прошел Архиерейский собор, в котором участвовали 354 епископа Русской Православной Церкви. По итогам было опубликовано Постановление Архиерейского собора, из которого мы отобрали несколько пунктов.
1. О Всеправославном соборе
Собор утвердил проекты документов, которые предлагается обсудить на предстоящем Всеправославном соборе с участием Предстоятелей и представителей Поместных Православных Церквей:
Миссия Православной Церкви в современном мире
Автономия и способ её провозглашения
Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром
Важность поста и его соблюдение сегодня
Таинство брака и препятствия к нему
Отметим, то по регламенту работы Всеправославного собора на нем не могут обсуждаться документы, не одобренные предварительно на Всеправославных предсоборных совещаниях.
2 О канонизации святых
Архиерейский собор Русской Православной Церкви канонизировал нескольких святых:
- страстотерпца праведного Евгения врача (Боткина), принявшего страдания вместе с царской семьей в Ипатьевском доме (†1918, память 4 / 17 июля);
Евгений Боткин добровольно последовал за семьей последнего русского императора, до последнего находился рядом с ними, в Тобольске доктор Боткин бесплатно лечил местных жителей. В дом Ипатьевых в Екатеринбурге страстотерпец Евгений Боткин отправился добровольно, прожил 53 года.
Напомним, что страстотерпцами называют святых, добровольно пошедших на смерть по политическим или иным мотивам. Страстотерпцами были первые канонизированные русские святые – Борис и Глеб – сыновья святого равноапостольного великого князя Владимира.
- общецерковное прославление святого и благоверного князя Ярослава Мудрого (†1054, память 20 февраля / 5 марта; в високосный год 4 марта).
Ярослав Мудрый был сыном святого князя Владимира. Среди его деяний можно отметить строительство Софийского собора в Киеве, а также первую попытку установить независимость Русской Церкви от Византии. В годы правления этого князя собор русских епископов выбрал митрополитом «пресвитера Лариона» - автора Слова о Законе и Благодати и первого «владельца» пещерки на высоком берегу Днепра, из которой впоследствии вырос знаменитый Киево-Печерский монастырь. Кроме того с именем святого князя связана легенда об основании города Ярославля.
- канонизация архиепископа Серафима (Соболева) - святителя, пережившего трагедию гражданской войны и покинувшего Россию вместе с войсками генерала Деникина. Архиепископ Серафим уделял много внимания проблемам государственного устройства России и оставил несколько работ на эту тему. В годы Великой Отечественной войны отказался молиться за победу немецких солдат (стоит учесть, что Болгария, где служил и жил владыка, была союзником Гитлера) и отказался благословлять русских эмигрантов на борьбу с советской армией. После избрания патриарха Алексия I владыка Серафим обратился к нему с просьбой о принятии его общины в юрисдикцию Московского патриархата, которая была удовлетворена. 26 февраля 1950 года владыка Серафим скончался в своей квартире в городе Велико Тырново.
3. О взаимодействии священнослужителей со СМИ
Архиерейский собор также призвал клириков внимательно относиться к своим публичным заявлениям и нести ответственность за свои высказывания:
"Освященный Архиерейский Собор…, обращает внимание епархиальных архиереев на необходимость активного и ответственного взаимодействия со средствами массовой информации. Кроме того, сегодня значительная часть паствы использует социальные медиа. Важно, чтобы духовенство ответственно свидетельствовало о Христе и Его Евангелии в этом информационном пространстве, в том числе поддерживая и разъясняя позицию Церкви по общественно значимым вопросам, избегая при этом утверждений, могущих вносить смущение в среду верующих и влиять на формирование неадекватного восприятия этой позиции светским обществом".
Отметим, что Патриарх Кирилл, Священный Синод и председатели Синодальных отделов и раньше постоянно напоминали об ответственности священнослужителей и журналистов при освещении официальной позиции Русской Православной Церкви, а также при ведении страниц в социальных сетях.
4. О современном катехизисе Русской Православной Церкви
Члены Архиерейского Собора также отметили важность скорейшего окончания работы над современным православным катехизисом (краткое и точное изложение основ православной веры, написанное понятным языком) и поручили собрать отзывы и рецензии на текст катехизиса до 1 сентября 2016 года. Отметим, что текст катехизиса очень нужен не только православным миссионерам, но и всем верующим, желающим понять, что такое православное христианство в начале ХХI века.
5. О документах Межсоборного присутствия
Архиерейский собор утвердил документы, одобренные Межсоборным присутствием Русской Православной Церкви, в период между Архиерейскими соборами. Самым известным из документов был текст «Об участии верных в Евхаристии», который упорядочил практику подготовки мирян ко святому Причастию.
На заставке фото: свящ. Игорь Палкин, С. Власов. Источник: Патриархия. ру