В этом фотопроекте известные фотографы рассказывают о своих собственных снимках.
Владимир Ештокин – фотограф журнала "Фома", путешественник, автор множества персональных выставок, создатель уникальных 3-D панорам русских храмов и монастырей.
У фотографа, как детишки у мамочки, все фотографии любимые, поэтому выбрать всего 5 из них просто невозможно. Скорее, это те фотографии, которые почему-то запомнились больше других.
1.
Начало 2000-х годов, снято на пленку на излете пленочной эпохи. Место действия – Бисерово озеро. Водосвятный молебен на Крещение. Та зима была не очень холодной, и лед на озере был тонким. Когда отец Сергий начал служить молебен и все выстроились вокруг Иордани, лед начал проседать, и в итоге батюшка оказался по щиколотку в воде. В довершение всего выяснилось, что кропило забыто на берегу. Тех, кто рискнул подойти поближе, пришлось кропить водой прямо с ладони. К счастью, лед выдержал двухчасовое стояние, и вынужденных купаний не случилось.
2.
Середина 1990-х годов. В то время многие люди меняли профессию, и мои друзья-альпинисты, чтобы заработать на жизнь, одними из первых в Москве стали заниматься промышленным альпинизмом. Однажды они предложили мне сходить в Кремль на съемку. А надо сказать, что в те годы попасть на Спасскую башню было намного легче, чем сейчас. Они поднялись в башню и спустились на циферблат по веревкам, а я стоял на площадке под часами. Их задачей было обследовать состояние циферблата, а моей – запечатлеть этот исторический момент.
3.
2018 год. Праздничная Литургия в Казанском храме села Курба Ярославской области затянулась. Детишки устали. После Причастия они выбежали на улицу с иконами и начали носиться вокруг колокольни, восторженно крича: "Иисус Христос, помилуй нас!" Они сделали несколько кругов, прежде чем мамаша успела их отловить.
4.
В 2017 году по просьбе наших коллег из православной службы помощи "Милосердие" я снимал в медицинском центре при Марфо-Мариинской обители. В течение недели я ходил туда, как на работу. В результате родилась серия фотографий, рассказывающая о том, как взрослые помогают детям с нейромышечными заболеваниями справляться с недугом: в прямом смысле ставят детей на ноги, учат говорить, пользоваться ложкой. Для меня это была очень нелегкая съемка: мне было важно показать эмоциональное состояние взрослых и их подопечных, сделав это максимально тактично.
5.
Всякий раз, проходя с «Бессмертным полком» по Тверской, я видел этого старика. Он стоял у окна, держа в руках женский портрет. В этом (2018) году мне захотелось увидеть «Бессмертный полк» его глазами: сфотографировать шествие, стоя в этом окне за его спиной. «Вычислить», где он живет, труда не составило: я легко сделал это по моим же фотографиям. Вот нужный дом, нужный этаж. Встречаю человека в подъезде, показываю ему фотографию на мобильнике. «Знаете его?» – «Говорят, он умер. Вот в этой квартире жил», – машет он рукой. Звоню. Открывает молодой человек. Представляюсь, снова показываю фотографию на телефоне… Звали его Клочков Игорь Николаевич. Военный инженер. Умер зимой этого года, накануне Рождества. Ему было 97 лет.
Читайте также материалы Владимира Ештокина:
Здесь дарят надежду: Фоторепортаж Владимира Ештокина о центре "Милосердие"
Молитва вместо трактора: уникальный храм в селе Курба
Из палаты в храм: как живет храм Троицы Живоначальной при НИИ им. Н.В. Склифосовского
На Тверской хорошая погода: одесситка специально приехала в Москву, чтобы пройти с «Бессмертным полком»
«Многие думают, что мы наживаемся на людях»: удивительная история русской девушки из Иордании