5 фактов об «Авроре» — самом несчастном корабле Русского флота

120 лет назад (1900) в Санкт-Петербурге был спущен на воду крейсер 1‑го ранга Балтийского флота «Аврора». Многие привыкли, что крейсер — просто символ революции, но его судьба куда интереснее и куда несчастнее.

1. «Крестным отцом» символа революции был... ее будущая жертва Николай II

Крейсер «Аврора» после спуска на воду

Император лично выбирал именование нового крейсера. Его корабль получил в честь парусного фрегата «Аврора», который прославился во время Крымской войны. Во время спуска на воду 24 мая 1900 года на палубе крейсера находился 78-летний матрос, в свое время служивший на парусном фрегате «Аврора». 

2. Крейсер «Аврора» — один из главных символов революции 1917 года

Знаменитый выстрел с крейсера «Аврора» в октябре 1917 года , про который впоследствии говорили, что именно он дал старт штурму Зимнего дворца, стал символом революции. В честь этого события в центре ордена Октябрьской революции изображен крейсер «Аврора». В 1968 крейсер наградили этим орденом.

3. «Аврора» участвовала в трех войнах, а не только стреляла в революцию

«Аврора» после Цусимского сражения на рейде в Маниле. В Цусимском сражении крейсер получил 18 попаданий. 1905

Русско-японская, Первая мировая и Великая Отечественная война — крейсер участвовал в каждой. Больше всего он пострадал во время Великой Отечественной: крейсер нес противовоздушную оборону в Ораниенбауме (сейчас Ломоносов) под Ленинградом  и постоянно подвергался налетам немецкой авиации. От прямых поподаний крейсер получил пробоины и сел на грунт. Орудия с «Авроры» передали сухопутным войскам на фронт. 

Во время Цусимского сражения (Русско-японская война) С «Авроры» шесть раз сбивали снарядами флаг, но изрешеченное знамя все равно поднимали. За время боя «Аврора» сильно пострадала, но смогла добраться до нейтрального порта в Маниле для ремонта. И только в Первую мировую крейсер не получил серьезных повреждений, несмотря на активную боевую деятельность.

4. В экипаж «Авроры» до революции всегда входил священник

Судовой священник на верхней палубе крейсера. Русско-японская война. 1904

С 1903 по 1916 год на «Авроре» поочередно служили десять священников. А один из них героически погиб при обстреле своими же кораблями. В 1904 году эскадра военных кораблей шла из Кронштадта на помощь осажденному Порт-Артуру. Возле берегов Англии в сильнейший туман русской эскадре «померещились» японские миноносцы, и она случайно обстреляла рыбацкие суда и свой крейсер «Аврора». В крейсер попало пять снарядов. Судовому священнику иеромонаху Анастасию (Рукину) оторвало руку, от чего он позже скончался в госпитале на севере Марокко. 

5. Сегодня на революционном корабле проходят православные службы

Настоятель храма крейсера «Аврора» священник Александр Ткаченко поздравляет с Пасхой командира крейсера, капитана 3-го ранга Артема Знаменщикова, 15 апреля 2018 года. Фото Глеба Ильинского

После окончания капитального ремонта в 1987 году «Аврора» находится на вечной стоянке в Санкт-Петербурге. В 2010 году крейсер вывели из состава ВМФ и передали Центральному военно-морскому музею. На борту находится экспозиция, посвященная трем войнам, в которых участвовал крейсер: Русско-японской, Первой мировой и Великой Отечественной. В 2018 году на борту «Авроры» восстановили корабельный храм, уничтоженный в 1917 году. Сейчас в нем регулярно проводят богослужения. Подробнее об этом читайте в наших материалах "Молитва на крейсере «Аврора»: без деления на красных и белых" и "Литургия на "Авроре".

Подробнее о судьбе крейсера читайте в материале "Аврора верит".

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (31 голосов, средняя: 4,29 из 5)
Загрузка...
23 мая 2020
Поделиться:

  • Олег
    Олег 3 месяца назадОтветить

    Работал на,, Авроре,в далёком 1987,когда она стояла на заводе Жданова(ныне Северная верфь). Днище новое, титановое, борта и часть и оборудование, старое, катера паровые бутафория(олигархи крейсер Белфаст приподняли на деньги украденные,) ,.. Не верьте писакам дешёвым.

    • Артур
      Артур 1 месяц назадОтветить

      объясняю...нынешняя аврора-бутафория с элементами ..корпус давно сгнил ,тоже и листы стали ..мне это еще в 1977 году экскурсовод говорил..

      • Владимир Гурболиков
        Владимир Гурболиков 1 месяц назадОтветить

        Есть ситуации, в которых воссоздание -- единственно возможный вариант. У нас в огромном Пушкинском заповеднике (Михайловское, Петровское, Тригорское), почти все усадебные здания были разграблены и сожжены во время революции, а в Святогорском монастыре памятная доска с именами погибших там при разминировании сапёров. Почти всё пришлось именно воссоздавать. Но Пушкинский заповедник, тем не менее (не побоюсь громких слов) -- одно из лучших мест на земле. Поэтому относительно "Авроры" главный вопрос -- возможно ли крейсер сохранить на плаву в его первозданном виде, учитывая массу факторов воздействия на судно, либо это был единственный выход. Если первое, то согласен, нехорошо. Если второе, то неизбежно. Увы.

    • Владимир Гурболиков
      Владимир Гурболиков 2 месяца назадОтветить

      Так борта и часть оборудования старые или новые? Ничего не понял, честно. Олег, Вы успокойтесь и напишите, что там и как. Только сразу хочу сказать: у нас почти каждый день где-то либо сносят, либо сжигают, либо полностью наново перестраивают памятники архитектуры. Не боясь ничего, хотя за это предусмотрена ответственность вплоть до получения срока заключения. Тем более сложно ждать, что старинный крейсер смогут отреставрировать так, чтобы он не стоял где-то на суше в музейном павильоне. И кстати. Там например (естественно!) был уничтожен походный иконостас. Его воссоздавал мой хороший знакомый. Это оказалась его последняя работа: вскоре умер, рак... Помолитесь. Константин. Упокой его, Господи.

  • Александр
    Александр 5 месяцев назадОтветить

    В 1961 году, после окончания Ленинградского Нахимовского училища, мы на Авроре принимали присягу.

  • Андрей
    Андрей 5 месяцев назадОтветить

    Удивительно, чем же "Аврора" заслужила у автора эпитет самого несчастного корабля? Буквально на днях исполнилось 120 лет, как корабль был спущен на воду. "Аврора" не была потоплена, не получила катастрофических разрушений, не была захвачена, не сдалась в плен, не была порезана на металл, но дожила до наших дней, из состава флота не выведена, стоит на ровном киле, является объектом культурного наследия Российской Федерации. Наверное, этот крейсер, как и "Варяг" - наиболее известные корабли российского флота, причем, известные во всем мире. Разве это несчастье?

  • Данила-Мастер
    Данила-Мастер 5 месяцев назадОтветить

    И, кстати, "Авроре" довелось играть "Варяг" в 1946-м году! Для этого на ней соорудили четвертую - бутафорскую -трубу.

  • Кирилл
    Кирилл 5 месяцев назадОтветить

    То, что сейчас стоит на Неве не копия, а тот самый крейсер. У него заменена только подводная часть корпуса. В инциденте у Доггер-банки участвовали не тоько японские и английские корабли, но и германские.

  • Владимир Гурболиков
    Владимир Гурболиков 5 месяцев назадОтветить

    Добавка от редактора. Не так давно под видео о Блокаде Ленинграда у нас читатель из Ленинградской области выразил изумление, что оказывается, в городе на Неве есть Пискарёвское кладбище... Представляете? И это, увы, отнюдь не единственный случай, а уже явление. Грустное. (((

  • Редакция
    Редакция 5 месяцев назадОтветить

    Максим Викторович, спасибо Вам за внимание к нашему журналу и неравнодушие. Мы постарались внести правки по фактическим ошибкам. В остальном хотели бы пояснить, что материал рассчитан на тех, кто вообще впервые что-либо прочтет о крейсере "Аврора" и пока не готов читать серьезные исторические материалы по теме.

Загрузить больше комментариев
Загрузить ещё