10 мая начался первый в истории визит Предстоятеля Русской Православной Церкви в Китай. Уже триста лет назад в столице Китая городе Пекине была основана Русская православная миссия. В 1902 г. были канонизированы 222 китайских новомученика как местночтимые святые, и еще до 1917 г. была написана их икона и составлена особая служба. О них, а также об истории появления Православия в этой стране — наш небольшой материал.
Первое свидетельство о православных в Китае относится к 1685 году. А уже в начале XVIII века указом Петра Первого в Пекине была основана Русская Духовная миссия. К началу XX века православная община Пекина насчитывала несколько сот человек. Почти все они приняли мученическую кончину в ходе восстания «боксеров» против иностранного вмешательства в экономику, внутреннюю политику и религиозную жизнь Китая.
Народный протест против колониализма летом 1900 года был поддержан правительством китайского императора. Одним из лозунгов боксеров стала борьба с христианской Церковью и обращенными в христианство китайцами. В ходе этой борьбы были страшно замучены и убиты свыше 30 000 христиан разных конфессий, не отрекшихся от Христа несмотря на пытки и издевательства ихэтуаней.
Только 222 из православных были опознаны, их мощи собраны и погребены в крипте новопостроенного храма Всех святых мучеников в Пекине. В годы «культурной революции» этот храм был разрушен, а его крипта затоплена.
В 1902 году китайские мученики были канонизированы Русской Православной Церковью церковью как местночтимые святые. Китайским новомученикам еще до 1917 года была составлена особая служба и написана икона.
Празднование Собора новомучеников китайских в Русской Православной Церкви совершается в день начала избиения христиан в Пекине, 11 июня (24 июня по новому стилю).
Со слов тогдашнего начальника Русской Духовной миссии в Пекине архимандрита Авраамия (впоследствии митрополита Иннокетия):
«Главным днем мученической смерти православных китайцев в Пекине было 11 июня 1900 года. Еще накануне по всем улицам были расклеены прокламации, призывавшие язычников к избиению христиан и угрожавшие смертью каждому, кто осмелится их укрывать. В ночь с 11 на 12 июня боксеры с горящими факелами, появившись во всех частях Пекина, нападали на христианские жилища, хватали несчастных христиан и истязали их, заставляя отречься от Христа. Многие в ужасе перед истязаниями и смертью отрекались от православия, чтобы спасти свою жизнь, и воскуряли фимиам перед идолами. Но другие, не страшась мучений, мужественно исповедовали Христа. Их участь была страшна. Им распарывали животы, отрубали головы, сжигали в жилищах. Розыски и истребление христиан продолжались и все последующие дни восстания. По истреблении жилищ христиан их самих выводили за городские ворота в языческие кумирни боксеров, где производили им допрос и сжигали на кострах».