12 шагов
Что такое программа «12 шагов по избавлению от зависимости» и как она может помочь? Мы попросили подробно рассказать о ней психолога Илью Суслова и взяли комментарий по церковному взгляду на программу у протоиерея Андрея Ефанова.

Психотерапевт, психолог-консультант
Сначала максимально коротко опишем, в чем суть и смысл программы, а потом подробно расскажем, из каких этапов она состоит и что придется делать на каждом из них.
Название этой программы уже показывает, как она строится. Человек проходит ее шаг за шагом, и таких шагов 12. Человек должен максимально осознать масштаб своей зависимости и, прибегнув к поддержке Бога и людей, которые преодолевают или уже преодолели ее, он сначала избавляется от тяги к зависимости, потом работает с причинами, которые эту тягу вызывали, находит новые смыслы и идет к выздоровлению.
Это проверенная десятилетиями методика, в основе которой лежит строгий алгоритм и регулярные встречи. И если человек, проходящий программу в сопровождении других участников и наставника, совершает все предложенные действия, то с очень высокой долей вероятности он от своей зависимости избавляется. В этом подходе есть директивность. Вся программа написана «потом и кровью» реальных людей, угрозами их жизни и реальными смертями. Каждый шаг за почти 90 лет существования программы выверен до мелочей и непрерывно совершенствуется.
Помимо четкой последовательности шагов, есть еще несколько важных аспектов, на которых базируется программа: самостоятельная работа, работа в группе, общение со спонсором (наставник, который успешно идет по программе, имеет опыт более 90 дней трезвости, и всегда будет на связи, поддержит словом, собственным примером и опытом) и общение с Богом.
В чатах и группах формируется поддерживающее и помогающее друг другу сообщество людей, которые могут честно и прямо говорить о беспокоящих их вопросах. Вместе с ними легче проходить через сложности, с которыми каждый встречается.
Спонсор помогает в тех случаях, когда новичок чувствует, что не справляется и готов вот-вот сорваться. Он может дать рекомендации, что делать в сложных случаях, основываясь на собственном успешном опыте и опыте других участников сообщества. Его задача быть на связи и лично беседовать со своим подопечным по запросу или договоренности.
Многое в программе происходит в диалоге человека с Богом, в просьбах о помощи. Ведь первый шаг программы — признание собственного бессилия перед зависимостью.
Программа бесплатная и нередко проводится при храмах. Вместе с тем важно отметить, что к выбору сообщества, где могут быть использованы эти методики, стоит отнестись крайне вдумчиво. Ведь иногда на работающую методику наслаивается духовный и травматический план, зависящий от впереди идущих, ведущих собраний и их не всегда здорового поведения и мотивов. Важно найти наиболее подходящую для себя группу.
Законы и принципы выздоровления в программе
В процессе разработки программы авторы сформулировали некоторые законы и принципы выздоровления, ведь это самое главное в жизни зависимого.
Главный девиз, способствующий выздоровлению: честность — открытость — готовность.
Самый важный закон: «Хочешь, чтобы стало не так, как всегда, делай по-другому, не то и не так, как обычно делал раньше!». Ведь менять можно только себя, мы не можем изменить других.

Есть и другие законы:
Отсутствие борьбы и упование на помощь Бога
Важный закон: ни с кем и ни с чем не бороться, но учиться жить в тех обстоятельствах, в которых мы оказываемся и находимся. По мере сил, пробовать что-то изменить в своей жизни и не пытаться убежать от нее.
Участники не сражаются даже со своими дефектами и зависимостями, это работа Бога. Человек может лишь просить Бога забрать его недостатки и дать ему сил, чтобы помогать другим зависимым.
Здесь и сейчас
Участники должны придерживаться принципа «здесь и сейчас». «Только сегодня я не пью, не курю, не думаю о зависимом, не беру в долг и т.д.». Необходимо при этом определить то, что мешает человеку жить согласно этому принципу, смириться с уже сделанными ошибками, признав их. «Мое прошлое — это важная часть меня. И оно осталось позади. Я не могу изменить свое прошлое, как бы я этого ни хотел. Я могу менять только настоящее».
Важно помнить: «Моя тяга к зависимости непроизвольна, чтобы выйти из неё, мне нужно приложить усилия. Я не пью только сегодня. Завтра настанет утром, а утром просыпаемся в сегодня. А сегодня я не пью!» Круг замкнулся. И так всю оставшуюся жизнь.
Акция вместо реакции
Принцип подразумевает осознанные и обдуманные действия вместо рефлекторного поведения. Прежде чем что-то сделать, можно взять паузу, помолиться, поразмышлять, позвонить спонсору за советом или поддержкой.
«Я прощу прощения за свои поступки и действия»
Но не за свои мысли и чувства: «Я не могу управлять тем, какие мысли и чувства у меня возникают». Но человек может выбирать, что делать и как жить дальше с этими мыслями и чувствами. Когда он избавится от «блокады» эмоций, то начинает острее чувствовать страх, гнев, грусть, боль, и на первых порах кажется, что их очень много. Важно позволить себе пройти через эти негативные чувства и состояния и прийти к радости и любви к Богу, себе и близким.
Прогресс, а не совершенство
Участники программы стремятся к прогрессу, а не к совершенству. Выздоровление — это процесс, а не результат. Метафора процесса выздоровления гласит: «Я иду вверх по эскалатору, который движется вниз. И чтобы оставаться хотя бы на одной высоте, мне постоянно нужно идти вперед. Как только я останавливаюсь, я скатываюсь вниз». Люди не выздоравливают «идеально», проходя путь только вверх. Процесс выздоровления подобен синусоиде: то вверх, то вниз. Важно, чтобы тренд, итоговое движение было всегда вверх. После эмоционального срыва вернуться к прежнему уровню выздоровления гораздо труднее — нужно приложить гораздо больше усилий.
Результат моих действий зависит от моего намерения
«О намерении можно судить по результату: если результат хороший, значит, намерение мое из категории полезных; если результат «кривой», то намерение из категории бесполезных». Как сказано в Писании: Итак, по плодам узнаете их (Мф. 7:20). Одни и те же действия, сделанные с разными намерениями, приводят к разным результатам. Важно выйти из самоизоляции и научиться обращаться за помощью, ведь Бог помогает и через других людей.
А теперь подробнее расскажем о том, как устроена программа изнутри, в чем ее цели и задачи, что она может дать зависимому и как относится к ней Церковь.
12 шагов избавления от зависимости
Что такое программа «12 шагов по избавлению от зависимости» и как она может помочь? Мы попросили подробно рассказать о ней психолога Илью Суслова и взяли комментарий по церковному взгляду на программу у протоиерея Андрея Ефанова.
«12 шагов» — программа взаимопомощи по работе с зависимостью, которая часто еще называется «Анонимные…» и далее по виду зависимостей: алкоголики и наркоманы, трудоголики и депрессивные, игроманы и интернет-зависимые, любовно и созависимые, переедающие и эмоционалы, шопоголики и хламоголики, недозарабатывающие и должники и многие, многие другие.
«12 шагов» — план действий, который нужно выполнить, чтобы обрести трезвость, то есть перестать употреблять и вести себя патологически. Но идти по шагам лишь часть того, что происходит с людьми в рамках прохождения программы. Ведь если говорить о глубинном излечении, то наиболее сильное воздействие на него оказывают те люди, вместе с которыми зависимый проходит путь: попутчики, впереди идущие, новички, спикеры, спонсоры. Заходя в программу, вы попадаете в саморегулируемое сообщество взаимопомощи. В этом и есть секрет освобождения от зависимостей. Есть такая фраза: «Тому, кто в программе 2 дня, есть что сказать тому, кто в программе 1 день». Поэтому с самого начала каждый участник может помогать вновь прибывшим.
Важно отметить, что формально исцелиться нельзя. Многие слышали фразу: бывших зависимых не бывает. Это означает, что тяга к предмету зависимости у большинства есть и будет всегда. Однако если человек активно, а главное, осознанно и мотивированно участвует в программе, то он может не только обрести трезвость, но и смысл жизни. Он научится прорабатывать причины и трудности зависимого поведения, узнает о способах и возможностях самопомощи, и со временем, благодаря проведенной работе и этим навыкам, тяга к пагубным привычкам или поведению может окончательно уйти.
Цели и задачи программы «12 шагов»
Первая и главная цель программы — обретение трезвости в широком смысле слова, то есть выбор в пользу жизни.
Есть и вторая цель — выздоровление. Для тех, кто готов идти глубже, когда люди обретают Бога, смысл жизни. Тогда употребление им становится попросту не нужно, исчезает не только симптом, но и корень проблемы.
Обязательные инструменты и правила программы «12 шагов»
Каждый шаг предполагает обязательное использование различных инструментов, а также выполнение правил в процессе всей программы.
Инструменты и правила программы
Во-первых, человек должен посещать еженедельные собрания лично или онлайн. В принципе, все действия по программе можно делать удаленно, в мессенджерах, что дает возможность всем желающим, где нет анонимных сообществ, идти по программе.
Собрания начинаются с зачитывания 12 шагов, традиций и правил поведения на собраниях, признаков зависимости, инструментов. Затем участники читают отрывки из специальной литературы, а потом делятся своей рефлексией от услышанного и рассказывают, как прошла неделя с точки зрения действий по программе, обсуждают конкретную, заранее оговоренную тему или тему согласно номеру месяца, который соответствует определенному шагу: январь — 1-й шаг, декабрь — 12-й шаг. Раз в несколько месяцев слушают спикеров — людей, с которыми произошло избавление от тяги и налаживание жизни.
Во-вторых, читать в отдельной группе «Большую книгу анонимных алкоголиков» и «12 на 12. Двенадцать шагов и двенадцать традиций» вместе с наставником — опытным человеком, который будет помогать понимать прочитанное, приводить примеры, прояснять важные отрывки.
В-третьих, нужно попасть в малую группу или организовать ее, чтобы вместе идти по шагам, обсуждать свои мысли, действия, ощущения и получать обратную связь. Это группы от 5 до 10 человек. Для новичков в программе есть буклеты, где перечислены инструкции: как проходить шаги, как вести собрания.
Следующий инструмент программы — служение другим участникам. Можно начинать с маленьких шагов: расставлять или собирать стулья, убираться на личных встречах, вести чат, быть казначеем группы, заниматься переводом литературы. Любым способом приносить своим братьям и сестрам пользу.
Важный участник программы — спонсор. Это наставник, опытный человек, у которого есть минимум 90 дней трезвости и результаты выздоровления. Работа спонсора — быть на связи со своим подопечным. Для спонсора помощь новичку — это его служение. С ним можно обсуждать любые вопросы.
В программе есть система добрых дел и много других инструментов и поручений. Например, для всех зависимых очень важно правило выхода из самоизоляции, то есть важно научиться просить о помощи. В третьем шаге мы просим забрать у нас тягу, а поскольку Бог помогает через людей, нужно научиться обращаться за помощью и к ним.
В каждом виде программы по типу зависимости есть свои дополнительные инструменты, например, у должников — обязательное ведение специальной таблицы учета и расходов, создание плана действий для выхода из долгов и плана расходов на месяц, которого обязательно нужно придерживаться. У переедающих — план питания; у хламоголиков — уборка и оптимизация; у любовно-зависимых есть инструмент «неконтакт» — прекращение общения с объектом зависимости на определенный срок, у созависимых — умение отстаивать свои границы и говорит «нет». И так по каждому виду зависимости.
Как проходят занятия в группах?
Собрания проходят каждый день в разных составах, новичкам рекомендуется посещать ежедневно в течение первых 60‒100 дней, чтобы чаще делиться своими переживаниями, удерживаясь от срыва. Собрания проводятся ежедневно или еженедельно.
Малые группы по прохождению шагов собираются один раз в неделю. Участники зачитывают домашнее задание по шагу, рефлексируют, делятся своими мыслями, страхами, сопротивлениями. Потом им даются домашние задания: например, на первом шаге человек должен написать о своем опыте проживания ощущения бессилия, как он его преодолевал, что чувствовал, чего опасался. Главное, описывая прошлое, прийти к описанию настоящего: как сегодня ощущается это бессилие? Как изменились ощущения? Какие способы самопомощи человек использует? Важно отследить разницу, только тогда человек может перейти на второй шаг.
Бывают такие задания: поговорить с кем-то из своей группы или из общего чата или даже обязательно созваниваться с кем-то каждый день в течение нескольких месяцев. Часто это задача для анонимных алкоголиков и наркоманов, переедающих, которые могут каждый день выпивать, принимать, переедать.
Есть специальные чаты горячих звонков, куда люди, близкие к срыву, могут написать и обратиться за помощью, чтобы их остановили. Тогда кто-то из участников чата, кто в данный момент имеет ресурс, обязательно звонит, поддерживает и пытается удержать от возвращения к зависимости. Люди, пораженные зависимостями, очень хорошо понимают друг друга и доверяют друг другу. Ведь новенькие знают, что общаются с людьми, которые испытывали подобное и уже смогли пройти этот путь, справились и действительно знают, о чем говорят.
Каждый участник одновременно находится в нескольких процессах и чатах: можно ходить на собрание в одну группу, спонсор может быть в другой, а посещать участник может еще и другие собрания.
12 шагов программы и их результаты
Первый шаг: «Мы признали свое бессилие перед зависимостью, признали, что потеряли контроль над собой».
В какой-то момент люди должны признать: «Как бы я ни хотел, как бы ни пытался, ни старался, я не могу исцелить себя и перестать делать то, что меня убивает». Признавая свое бессилие, как это ни парадоксально, они ощущают прилив сил, энергии, бодрости, уверенности и, наконец, благодарности, когда впервые за десятки лет происходит чудо: люди перестают чувствовать тягу.
Но это лишь первый шаг, правило гласит: если ты хочешь быть трезвым и исцелиться, ты должен пройти все шаги и использовать все инструменты программы.
Второй шаг: «Пришли к убеждению, что только сила более могущественная, чем мы, может вернуть нам здравомыслие».
Второй шаг — человек должен понять, что он не центр земли, а что над ним есть Бог, который может помочь ему справиться. Конечно же, сразу поясним, что программа 12 шагов предназначена не только для работы с верующими людьми. И для людей, которые еще не знают и не понимают Бога, важно понять сам принцип, что они не всемогущи.
Все-таки многие люди понимают, что есть кто-то что-то сильнее их, кто управляет, движет всем в этом мире, даже если считают себя атеистами или агностиками. Важна вера, что эти силы могут вернуть нам здравомыслие, приводящее к разумным действиям.
Люди часто находятся в отрицании. Главная защита алкоголиков: «Я просто выпить люблю, повеселиться, в этом нет ничего плохого». Многие пытаются оправдать свои пристрастия, говоря, например, что марихуана — единственное растение, на которое нет аллергии, и он ошибочно видит в ней средство для облегчения. Поэтому нужно верить и просить Бога, высшие силы, чтобы здравомыслие пришло окончательно и бесповоротно.
Основное заблуждение зависимых заключается в повторении прежних действий в надежде на другой результат — это считается безумием.
Третий шаг: «Приняли решение препоручить нашу волю и нашу жизнь Богу».
На этом шаге человек должен признаться: «Господи, я бессилен, доверяю Тебе, помоги мне». Дело в том, что зависимые — это часто инфантильные люди, которым пагубные привычки в каком-то смысле заменили родителей. И теперь они принимают решение поручить свою жизнь не алкоголю, наркотикам, труду и так далее, а Богу.
Четвертый и пятый шаги: «Глубоко и бесстрашно оценили себя и свою жизнь с нравственной точки зрения» и «Признали перед Богом, собой и каким-либо другим человеком истинную природу своих заблуждений».
Этап глубокой и бесстрашной оценки себя с помощью больших опросников. Это «инвентаризация», постепенный и глубокий разбор своей жизни. Участники проходят психотерапевтические опросники. Разные программы предполагают прохождение разного количества вопросов, от нескольких десятков до более 150, охватывающих всю жизнь человека.
Параллельно с четвертым шагом по изучению себя человек делает пятый шаг. После глубокой «инвентаризации» своего прошлого, своих чувств и ошибок, люди делятся своими открытиями о самом себе с братьями и сестрами по программе — попутчиками в малых группах и со спонсором. Рефлексия других помогает вспомнить забытое, справиться со стыдом и страхом признаться. Человек рассказывает открывшееся, а единомышленники делятся тем, что чувствуют и думают по этому поводу. При этом на данном этапе есть четкие правила безоценочности, недопустимости критики, так создается безопасная и доверительная среда.
В этом партнерстве люди двигаются вперед, проводят самоанализ, делясь своими событиями, отношением, мыслями, которые их зацепили. По сути, это похоже на исповедь, индивидуальную или групповую, открытую, когда грешники у монастырской стены рассказывали, каялись перед всеми в своих соделанных грехах.
Комментарий священника:
Сравнение с исповедью в данном контексте понятно: то, что происходит в этих группах может быть похоже на исповедальную беседу. Но важно понимать, что это не может быть альтернативой исповеди, потому что Церковная исповедь — это Таинство, где человек рассказывает Богу об ошибках, которые он совершил. В исповеди действует сам Бог, и именно Он таинственным образом освобождает нас от власти совершенных нами грехов.
Шестой и седьмой шаги: «Полностью подготовили себя к тому, чтобы Бог избавил нас от наших недостатков» и «Смиренно просили Его исправить наши изъяны».
На 6 шаге человек обретает готовность к тому, чтобы Бог избавил от страстей и недостатков, несмотря на понимание, что они приносят удовольствие. Например, человек ленивый, но благодаря лености он может поваляться, ничего не делать, быть безответственным. Это ведь правда приятно! Не зря же дьявол искушает всех удовольствиями. Необходимо прийти в состояние готовности к реальным изменениям.
На седьмом шаге, подготовившись, человек осознанно обращается к Богу, смиренно прося забрать недостатки, заблуждения, страсти, грехи, которые доставляют нам кратковременное удовольствие. «Забери у меня то, что мне приятно, но греховно и отравляет мою жизнь». И можно просить заменить их добродетелями. Это очень важный этап.
Восьмой шаг: «Составили список всех тех людей, кому мы причинили зло, и преисполнились желанием загладить свою вину перед ними».
В этот список могут войти не только люди, которых человек обидел в состоянии зависимости. Обычно это полный список всех, обиженных им с детства. Это могут быть родители, родственники, учителя, друзья, коллеги, соседи и партнеры.
В состоянии зависимости люди могли творить безумные вещи: воровать, подставлять, терять имущество, финансы, обижать и пугать близких своим поведением. Какие-то контакты восстановить будет невозможно, тем не менее важно включить в этот список как можно больше людей, перед которыми испытываете чувство вины.
Девятый шаг: «Лично возмещали причиненный этим людям ущерб, где только возможно, кроме тех случаев, когда это могло повредить им или кому-либо другому».
На данном этапе человек лично или по телефону извиняется и, если есть возможность, возмещает ущерб пострадавшим от собственных действий, кроме тех, кому это может принести еще больший ущерб. Например, если человек своим появлением может лишь сильнее травмировать того, кого однажды обидел. Главное, осознанно попытаться изменить ситуацию там, где это возможно. И речь здесь идет не только о словах, но и о конкретных действиях, которые способны возместить нанесенный ущерб. Например, вернуть денежный долг или компенсировать деньгами. Если не получается найти обиженного или возместить ущерб, то можно это осуществить через благотворительность.
Десятый шаг: «Продолжали самоанализ и, когда допускали ошибки, сразу признавали это».
На этом этапе происходит продолжение самоанализа четвертого шага. Если ранее человек рассматривал всю свою жизнь в прошлом, то на этом этапе отслеживает свое поведение, ощущения сегодня, в текущей жизни, в течение дня, формируя привычку постоянного самоанализа. И конечно, учится сразу признавать эти ошибки перед Богом, собой и людьми.
У «Анонимных…» есть 4 «всадника апокалипсиса», главных зла:
Первое — эгоизм, корысть. Главный корень всех грехов, проблем, всего зла: от желания полежать до стремления выпить или сделать что-то в свою пользу, для себя. Это соблюдение лишь своих интересов, получение выгоды от любой деятельности.
Второе — нечестность. От малого до большого: проехал зайцем в общественном транспорте или написал неправду в резюме или в анкете на кредит; или пообещал сделать проект в нереальные сроки, или врешь, где был, или изменяешь в семье. Абсолютная честность — один из главных принципов анонимных для исцеления, потому что все зависимые очень часто врут и обманывают, пытаясь скрыть свою зависимость.
Третье — это недовольство. Человек должен быть благодарен Богу за все, что есть, а он жалуется, что что-то не так, чего-то мало, слишком много или не вовремя.
И четвертое — страхи, которые могут застилать собой все, в том числе возможность действовать и что-то менять в своей жизни.
Наша задача ― отслеживать эти чувства, состояния, импульсы, признавать их и просить Бога их забрать.
Одиннадцатый шаг: «Стремились путем молитвы и размышления углубить сознательный контакт с Богом, молясь лишь о знании Его воли, которую нам надлежит исполнить, и о даровании силы для этого».
Для исцеления важны молитвы и размышления.
Тексты обращений зависимого к Богу составлены и подобраны авторами программы и приурочены к каждому шагу. В конце статьи мы приведем несколько примеров.
Размышления помогают побыть наедине с собой: лежа, сидя или даже за чашечкой кофе, глядя в окно. В этот момент человек старается расслабиться и фиксировать те мысли, которые к нему приходят. Это может длиться 3, 5, 10 минут, в это время человек останавливается и пытается обратиться к себе.
Комментарий священника:
В этой программе слово «молитва» используется в формальном значении. Тексты обращений к Богу напоминают молитвы, но их важно отделять от молитв в церковном понимании. По сути, они являются прошениями к Богу о помощи. В этих текстах нет ничего страшного, потому что они похожи на те слова, которые каждый из нас использует в молитвах своими словами, когда обращается к Богу лично.
Двенадцатый шаг: «Достигнув изменений, к которому привели эти шаги, мы старались донести смысл наших идей до других зависимых и применять эти принципы во всех наших делах».
На этом этапе человек старается донести смысл полученных во время прохождения программы идей до других зависимых и применять принципы программы во всех своих делах.
Программа интересна ритмом: какие-то шаги идут последовательно, какие-то необходимо выполнять каждый день. Например, признание бессилия происходит один раз в самом начале, и каждый день человек продолжает его ощущать и признавать. Какие-то шаги повторяются в новых формах и с иными самоощущениями. Важно, что к концу программы необходимо с некоторой регулярностью повторять почти все шаги, они должны стать принципами жизни.
Я много общался с людьми, потерявшими все в свое время, бывшими на грани жизни и смерти неоднократно, и они говорили: «Удивительно, стоит мне только перестать делать что-то хорошее в программе: служить, молиться, помогать, — как сразу возникает тяга. Выполняешь все — тяги нет». Это программа действий. Человек постоянно должен что-то делать и верить, уповать на Бога. В программе действительно наблюдаешь и ощущаешь работу принципа «вера без дела мертва».
Таблица чувств и эмоций «12 шагов»
Таблица чувств — психотерапевтический инструмент, который помогает осознавать эмоциональный опыт, правильно его идентифицировать. В программе «12 шагов» таблица чувств используется в малой группе, со спонсором, люди учатся говорить о своих ощущениях, получать обратную связь о собственных переживаниях от других людей, замечать, что происходит.
Возможно, это прозвучит странно, но эмоции и чувства у людей часто заблокированы, они не могут отследить и назвать свои ощущения, состояния.
В детстве мы все эмоциональны. Но если родители вообще не придавали значения чувствам и часто говорили: «Да кто ты такой, делай то, что я говорю, подчиняйся», то ребенок разучивается замечать свои эмоции. А когда он вырастает, для него становится откровением, что он имеет право на чувства.
В психологической работе нередко бывает, что специалист несколько раз спрашивает: «Что ты чувствуешь?» — а ему снова и снова отвечают глаголами: «Я пошел, я подумал, я решил». И когда взрослые люди понимают, что не могут ответить на простой вопрос о чувствах, они очень удивляются и расстраиваются. Я называю это «урбанистическая алекситимия», когда в условиях большого города человек забывает о важности интерпретации своих чувств. Алекситимия — это отклонение психического развития, когда человек не может осознать и выразить свои чувства, эмоции словами.
Когда человек осознают «блокирование» собственных эмоций, он как будто заново учится чувствовать, ощущать, признавать важные моменты своей жизни.
В борьбе с неосознаваемой бесчувственностью люди начинают усиливать ощущения пагубными привычками, разными допингами. Иногда зависимости становятся единственным, что может вызвать хоть какие-то ощущения.
Результаты «12 шагов»
Большинство зависимых исцеляются именно при помощи программы. Программа состоит как бы из двух уровней работы в преодолении зависимости: трезвость и выздоровление. Первый уровень — это просто трезвость, когда человек не пьет, не употребляет то, что его убивает. Но иногда возникает парадокс: люди задумываются, зачем им трезвость? Ведь жизнь — страдание, а если в ней есть алкоголь и наркотики, появляются хоть какие-то радость и веселье, пусть даже мнимые.
При этом человек помнит и боится, что, если он начнет выпивать, он снова начнет умирать и терять все, что он имеет. Но при этом его трезвая жизнь не насыщена смыслом, радостью, удовольствием и благодарностью.
Кого-то и это устраивает — лишь бы не пить! Но чтобы окончательно исцелиться, важно перейти на второй уровень. Когда человек начинает искать причины, а не просто избавляется от зависимости, ищет новый смысл жизни и способы самопомощи. Это и есть обретение выздоровления.
Я думаю, что в конечном счете все находится в чудесной Божьей силе. Человек, который падал, умирал и жил бессмысленно, находит смысл в обретении Бога и в желании служить людям, выполняя Его волю. Он перестает убивать себя (что мог делать десятки лет), невзирая на все потери и ущербы прошлого, и начинает приносить пользу людям вокруг.
Сложности программы «12 шагов»
Не тот спонсор
Самая распространенная трудность в том, что может попасться не тот спонсор, не подходящий именно вам человек.
При этом спонсор сам иногда может отказаться от курирования. Ведь многие спонсоры не посещают психотерапевта, не ходят в церковь, они все же остаются израненными, и в таких случаях могут злоупотреблять властью. Но так как люди находятся в постоянном контакте друг с другом, они всегда могут обсудить происходящее, пожаловаться, и кто-то обязательно скажет: «Слушай, это неправильно. Уходи от этого спонсора».
Ситуацию действительно очень легко изменить. Главное, чтобы человек получал пользу от встреч, от бесед со спонсором, чтобы шел вперед и развивался. По плодам своим узнаешь, полезно общаться с этим человеком или нет.
Сложные участники
В программе много несчастных, травмированных, больных людей, пришедших в нее после тяжелейших испытаний, общаясь с ними, можно получить душевные раны. Это издержки взаимодействия со сложными людьми.
И в целом все мы в жизни приобретаем опыт душевных травм от общения с другими людьми, а кого-то можем ранить и сами.
Сравнение себя с другими
Может возникать гордыня, зазнайство, когда человек начинает сравнивать себя с теми, кто прошел шаги медленнее, но это зависит от людей, а не от программы.
Секта «12 шагов»
Комментарий священника:
Возможно, вы слышали от кого-то, что программы анонимных — секта. Сразу скажем, что это не так. Никаких богословских предпосылок отвергать программу нет. И Церковь приветствует любые средства, которые помогают человеку избавиться от алкоголизма и наркомании, если эти средства не связаны с отказом от христианской веры и христианских убеждений, при этом не действуют разрушительно на душу и тело человека.
Вот какие выводы доклада «Программа "12 шагов" Анонимных алкоголиков и других анонимных содружеств с точки зрения сектоведения» А.А. Воата (кандидата философских наук, эксперта Центра религиоведческих исследований имени священномученика Иринея Лионского, доцента кафедры государственного управления и молодежной политики Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма, доцента кафедры теологии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета) приводит официальный сайт Русской Православной Церкви:
- Содружества, работающие по программе «12 шагов», не представляют из себя секту, культ или разновидность религиозных организаций;
- Целью создателей программы являлось донесение личного опыта трезвости зависимым от психоактивных веществ (алкоголя) для достижения ими устойчивой ремиссии, а не в приведении последователей к Христу;
- Программа имеет прикладной, а не вероучительный характер: опыт показывает, что изначально стоящее за ней мировоззрение, хотя и не конгениальное православному церковному, но все же христианское, не является сколько-нибудь серьезным препятствием к воцерковлению человека;
- Программа «12 шагов» не является церковной программой в православном понимании уже хотя бы потому, что в ней нет Таинств, нет священника не только как тайносовершителя, но даже в качестве пастыря и духовника.
Тогда остается ли этот повод для беспокойства и откуда берутся слухи о секте? Думаем, что дело вовсе не в программе. Она эффективна, является проверенным инструментом для избавления от зависимости и давно зарекомендовала себя. Но бывает так, что ведут ее люди, ориентированные не столько на помощь в избавлении от зависимости, сколько преследующие какие-то свои цели. Можно провести такую параллель: мы не сомневаемся, что определенные физические упражнения полезны для тела. Но если за ними стоят мистические учения, то это уже может быть деструктивно.
Поэтому важно, чтобы на программу не наслаивались сомнительные практики. Повторимся: сама по себе программа не соотносится с сектой, но любая хорошая программа может быть использована людьми, осуществляющими сомнительные практики в своих целях. И проблема не в методике, а в людях, которые ее проводят.
Для того, чтобы застраховаться нужно следить за тем, чтобы за практическими занятиями, направленными на избавление от алкогольной зависимости, не происходила индоктринация, то есть попытка навязать особое религиозное учение. Если наставник превышает свои полномочия как помощника по избавлению от страсти винопития и начинает позиционировать себя духовным лидером, это должно стать поводом искать другую группу.
«Молитвы» «12 шагов»
Комментарий священника:
Мы специально берем слово молитва в кавычки. Дело в том, что в рамках это слово часто используется и обозначает прошения. Тексты обращений к Богу напоминают молитвы, но их важно отделять от молитв в церковном понимании. Эти тексты помогают зависимым сформулировать и точнее описать свое состояние. Можно соотнести эти прошения с личными молитвами своими словами, которые мы возносим ко Господу, говоря о том, что с нами сейчас происходит и в чем мы просим его поддержки или защиты.
Главная молитва анонимных «О душевном покое». По одной из версий, ее написал Рейнхольд Нибур. Сейчас ее слова очень широко известны.
Вот ее русский перевод: «Господи, дай мне разум, смирение и душевный покой,
чтобы принять то, что я не могу изменить;
мужество, чтобы изменить то, что я могу; и
мудрость, чтобы отличить одно от другого».
На каждом шаге есть свои молитвы, вот некоторые из них:
«Отложить в сторону»
Господи, помоги мне отложить в сторону все, что я думаю о людях, местах и вещах, чтобы я мог открыться и пережить новый опыт. Прошу тебя, помоги мне узреть истину! Аминь.
Первый шаг
Господи, помоги мне увидеть и признать, что я бессилен перед своей зависимостью. Помоги мне понять, как моя зависимость привела к неуправляемости в моей жизни. В этот день помоги мне осознать истинный смысл моего бессилия. Избавь меня от непризнания моей болезни.
Второй шаг
Боже, помоги мне наладить свою жизнь. Я не контролирую свои эмоции. Я испытываю горе и депрессию. Я не могу себя обеспечить. Я чувствую себя бесполезным. Я полон страха. Я несчастен. Я не могу никому помочь. Я убежден всем сердцем, что только Ты можешь вернуть меня к здравомыслию, если я выражу только готовность оставить сомнения в Твоей силе. Я смиренно прошу Тебя: помоги мне понять, что больше силы в вере, чем в неверии; что Ты — либо все, либо ничего.
Рекомендованные центры
Есть несколько проверенных центров, куда можно обратиться для поиска своего сообщества. К сожалению, мы не можем дать контакты адресов по всей стране. Но в основе наших рекомендаций следующий принцип: выбирать либо приходские группы, либо группы с пометкой «при Отделе Социального Служения Русской Православной Церкви». Вот несколько примеров:
Реабилитация Live. Православный центр помощи зависимым: https://www.ioannfond.ru/rehab-live/
Программы при Отделе Социального Служения Московской (городской) Епархии Русской Православной Церкви (Московского патриархата): https://трезво.москва
Еще один интересный проект: https://georgevskoe.ru
Подготовила Алиса Никитина