Запертые двери покаяния

или Кому не жалко заключенных

В блогосфере последние несколько дней бурно обсуждают заявление Надежды Толоконниковой о нечеловеческих условиях содержания, об издевательствах над заключенными в мордовской исправительно-трудовой колонии, где она отбывает назначенное судом наказание. Мнений много, но наиболее типовые: «врет, пиарится», «правильно, так ей и надо», «ужас-ужас-ужас, долой кровавый режим!»

А мне кажется, что ужас-ужас-ужас — в самой такой поляризации общества. Одни ни во что не ставят человеческие страдания, для других мучения узников — лишь повод подчеркнуть свое свободомыслие. От христианства оба таких подхода отстоят предельно далеко, но если борцы с кровавым режимом, в общем-то, и не претендуют, то злорадные комментаторы зачастую потрясают своей воцерковленностью.

Рискую навлечь на свою голову шквал негодования, но сразу скажу: я не считаю, что Толоконникова лжет. Может, где-то преувеличивает, где-то недоговаривает, где-то подбавляет эмоций — но в целом нарисованная ею картина представляется мне вполне правдоподобной. Конечно, я не могу представить никаких доказательств. Конечно, у меня нет возможности лично проверить ее слова. Здесь ровно та ситуация, где остается либо верить, либо не верить. Так вот, я ее словам верю — причем вовсе не потому, что лично доверяю этой панк-феминистке, вовсе не потому, что считаю ее «узницей совести» и героиней нашего времени. А просто по той причине, что Толоконникова не сказала ровным счетом ничего нового. О том, что творится в недрах нашей пенитенциарной системы, говорят и пишут еще с перестроечных времен. Пишут люди, гораздо более уважаемые, нежели Толоконникова — например, скончавшийся в этом году правозащитник Валерий Абрамкин. В тюрьмах и на зонах творится ад — причем в наши демократические времена ничуть не меньший, а подчас и худший, нежели в советскую эпоху.

Да и просто элементарную логику можно включить. Врать и пиариться хорошо, отдыхая в Ницце или на Багамах, а вот пребывая в мордовской колонии, делать это совершенно бессмысленно. Толоконникова ведь требует проверки фактов. Какой смысл ей лгать, если объективная проверка ничего такого не выявит? Только опозорится! Значит, раз уж настаивает на проверке со стороны Следственного комитета, то убеждена: факты столь вопиющие, что под сукно их не спрячешь. Значит, у нее есть железные доказательства. Она ведь женщина неглупая и знает о существовании 306 статьи УК РФ («заведомо ложный донос»). Смысл ей подставляться под новое уголовное дело? С эгоистической точки зрения, ей бы хоть как-то перекантоваться оставшиеся пять месяцев, максимально сохраняя здоровье — и на свободу, к семье, к пятилетней дочурке, а там уж можно обличать и разоблачать по самое не хочу. Но тут, видимо, допекло уж настолько, что даже инстинкт самосохранения не сработал.

Впрочем, меня тут больше волнует не мотивация Толоконниковой, а реакция на все это интернет-общественности самой разной ориентации, от предельно-либеральной до ультра-ортодоксальной. Не могу понять ни тех, ни других. Судя по комментариям либералов, они на самом деле просто в восторге, что Толоконникова оказалась в столь чудовищных условиях — еще бы, ведь тем самым она изобличила преступления кровавого режима, она — супергерой, она таран, коим надлежит пробить прогнившие стены… И как-то в голову людям не приходит, что вообще-то она женщина, она мама, что ее, вообще-то, пожалеть надо, а не делать знаменем борьбы. А ну как эта объявленная ею голодовка действительно плохо кончится? А ну как ее действительно убьют чужими руками и напишут заключение о смерти в результате внезапной остановки сердца или совершенно неожиданно случившегося инсульта? Может, чисто по-человечески лучше не подставлять ее? Надежда Толоконникова, как можно было видеть по прошлым ее подвигам, человек, очень зависимый от мнения рукопожатного общества, и если почувствует, что все ее считают знаменем — то и будет переть напролом, то ли до конца срока, то ли до конца жизни.

Но ладно либералы — гораздо больше удивляет меня реакция православных людей. Все эти крики «и правильно, пускай помучается», «так ей и надо», «пусть все знают, что за такое бывает!» Уважаемые братья и сестры, а вообще такое слово, как милосердие, вам знакомо? Слова Христа из 25-й главы Евангелия от Матфея помните? Насчет сидящих в темнице? Или вы считаете, что Господь заповедал жалеть только невинно осужденных узников? Или только принесших церковное покаяние? А вот таких, как панк-феминистки, действительно виноватых и действительно нераскаявшихся, жалеть не полагается? Пущай страдают? И Церковь, во все века печаловавшаяся перед государственной властью за осужденных, распространяла свою милосердную любовь лишь на праведников? Вы забыли, что не оказавшему милости будет и суд без милости?

Причем о какой милости вообще идет речь? Христос заповедал посещать узников в темнице. В наше время, конечно, такая возможность мало у кого есть. Но у любого есть возможность поучаствовать в благотворительных сборах для заключенных, а если это — неподъемный труд, то хотя бы язык свой обуздать, не злословить, не радоваться чужой беде.

И еще неплохо бы помнить, что кому не под силу любовь — тот может, по крайней мере, придерживаться справедливости. А то, о чем свидетельствует Толоконникова — это именно что чудовищная несправедливость. Да, она по решению суда приговорена к двум годам заключения — равно как и все остальные люди, о которых она пишет, отбывают назначенное судом наказание. Многие — а то и большинство! — за дело. Но суд их приговорил к лишению свободы — а не к пыткам, не к голоду и жажде, не к запрету на посещение туалета, не к избиениям, не к рабскому труду, не к сексуальному насилию, не к вымогательствам денег со стороны администрации исправительных учреждений. Все перечисленное — это преступления, и чаще всего куда более серьезные, нежели те, за какие отбывают срок осужденные. Говорить «так им и надо», подразумевая пыточные условия — это не просто неспособность любить, это еще и неспособность к элементарной справедливости. Тут не то что новозаветная, тут и ветхозаветная этика не срабатывает, тут какая-то шумерская древность…

«Милосердия двери отверзи ми» — регулярно молимся мы на богослужениях. Но некоторые из нас сами, со своей стороны заперли эти двери на засов. И мне таких людей жалко гораздо более, чем несчастных панк-феминисток. Те-то, может, еще и покаются, а вот когда человек вообще не считает грехом свое бессердечие — с чего бы это он каяться стал? Так и умрет, ощущая себя добрым христианином. И явится на Суд… 

kaplan20082 КАПЛАН Виталий
рубрика: Авторы » Топ авторы »
Редактор раздела «Культура»
УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (Оцените эту статью первым!)
Загрузка...

Комментарии

  • Сентябрь 25, 2013 12:20

    Виталий, здесь сказано много здравого (казалось бы, банального — но ведь не помнят, не понимают слишком многие!), спасибо. Но есть одно очень, очень опасное обобщение: «Судя по комментариям либералов, они на самом деле просто в восторге, что Толоконникова оказалась в столь чудовищных условиях — еще бы, ведь тем самым она изобличила преступления кровавого режима, она — супергерой, она таран, коим надлежит пробить прогнившие стены… «
    Скажи, кого ты читаешь? Те, кого читал я — ужаснулись бесчеловечным условиям, в которых содержатся заключенные, и далеко не только одна Т. Такая фраза — слишком широкое обобщение и «расчеловечение оппонента». У нас стало какой-то просто модой по поводу и без повода пинать «либералов»…

  • Сентябрь 26, 2013 0:04

    Во все времена было так: 1. человек совершивший преступление, правонарушение, оскорбление и т.п. должен покаяться(признать свою вину) и попросить прощение у потерпевших! «нет прощения без покаяния», «повинную голову меч не сечёт», признавший свою вину и попросивший прощения у потерпевших заслуживает снисхождения и снижения степени наказания! И так во всём мире и во все времена! 2. Толоконникова и её подельники прекрасно знали на что они шли и сознательно просто издевались над всем обществом(а не только над верующими)! Сначала засветились в самых непристойных действиях: и в музее, и в продовольственном магазине(с курицей), и в храме Богоявленском соборе на Бауманской! Всё фиксировали на видеокамеру, выставили эти свои «подвиги» в интернете! И чувствуя свою полную безнаказанность пошли дальше попытались повторить свои «подвиги» в главном храме нашей страны, где их наконец то задержали и призвали к порядку! 3. Это не просто глупенькие девочки, шли мимо храма и решили приколоться! Это вызов всему обществу, чем немедленно воспользовались и противники ВЕРЫ и противники власти! Это что герои нашего времени? Это что освистали СВОБОДУ за которую так боролись все диссиденты предыдущей власти? Их что можно поставить в один ряд с академиком Сахоровым, с декабристами? Они продолжали издеваться над нашим обществом даже находясь в суде на скамье подсудимых! Так что никакие Ваши слова о милосердии к ним совершенно не уместны! Иисус Христос простил одного разбойника(который обратился) и не простил другого, который не обратился и не простил тех кто распинал Его, а попросил Отца своего чтобы Он простил их(если они раскаются и попросят у Него прощения когда нибудь после Его смерти!), хотя мог и Сам их простить, как Он это делал прежде обратившихся к Нему!!! Так что не нужно здесь призывать к милосердию верующих людей! Они то знают, что, кого и когда нужно прощать, а когда просить Бога простить их(если они когда нибудь раскаются и попросят у Него прощения) по другому не бывает и быть не может, иначе рушится весь смысл в ВЕРЕ!

  • Сентябрь 26, 2013 9:50

    Конечно же нельзя быть таким бессердечным. Наказание должно быть соразмерным и человек должен выходить из мест лишения свободы готовым к новой жизни. У нас люди освобождаются с искалеченными душами и озлобленными сердцами. И живут среди нас, и мы их терпим. Страшно всё это….Хорошо, что есть журналы, которые теперь поднимают эти темы. Жестокость кроме жестокости ещё ни когда ни чего не породила. Всем мир!!!

  • Сентябрь 26, 2013 15:43

    только сегодня исповедовал, что грех переношу на личность и начинаю ее осужджать, а вот по-божески не выходит. я все последнее время спрашиваю себя: стакан воды то без злобы дашь?конечно,конечно.. отвечает легкомысленная поверхность, но какой тяжелый бывает он при внезапном случае… Боже милостив буди ми грешному.!

  • Сентябрь 27, 2013 13:14

    Согласна полностью с тем, кто говорит, что феменистки — не глупенькие девочки и знали прекрасно, на что они идут. Согласна полностью с их приговором; сама тогда думала:»пусть посидят, может, дойдёт до них что-нибудь». Но я знаю, что Господь всегда на стороне гонимого. Всегда! Не помню, чьи это слова и где я их прочитала:»Господь всегда на стороне гонимого. Если грешник гонится за праведником — Господь на стороне гонимого. Если грешник гонится за грешником — Господь на стороне гонимого. И если праведник гонится за грешником — Господь и тут на стороне гонимого.» Я уверена, что Толоконникова не преувеличивает. Моя свекровь всю жизнь лечила туберкулёз, много работала в местах заключения, и я с её слов знаю, что там происходит. И я думаю, что любой, для кого молитва о ненавидящих и обидящих нас и творящих нам напасти — не пустые слова, сейчас ей сочувствует и молится за неё.

  • Сентябрь 27, 2013 22:41

    Как простить распявших Христа ? Пилата ?Иуду предателя ?Разве церковь молится о них?МОжет придумаем новые молитвы ?ИЛи церковь не права когда обличает злые поступки ?Для чего церковь обличает мучителей и святотатцев как не в назидание будущим поколениям.

  • Сентябрь 28, 2013 10:46

    Чем Толоконникова лучше других заключённых ? В какой тюрьме мира лучше нашей может в Гуантанамо или любой другой американской тюрьме ? Таким как Толоконникова нужна » свобода» чтобы делать всё что захочется , любое преступление просто надо закамуфлировать термином «свобода»,а пятая колонна за тебя всегда заступится.Христиане без сомнения не должны мстить,но пресекать премтупление обязанны.Наказывать обязанно государство по закону ,если оно этого не делает то оно не жизнеспособно и к власти приходят бандитские группировки как это бвло в 1917 году.

  • Сентябрь 28, 2013 10:47

    Чем Толоконникова лучше других заключённых ? В какой тюрьме мира лучше нашей может в Гуантанамо или любой другой американской тюрьме ? Таким как Толоконникова нужна » свобода» чтобы делать всё что захочется , любое преступление просто надо закамуфлировать термином «свобода»,а пятая колонна за тебя всегда заступится.Христиане без сомнения не должны мстить,но пресекать премтупление обязанны.Наказывать обязанно государство по закону ,если оно этого не делает то оно не жизнеспособно и к власти приходят бандитские группировки как это бвло в 1917 году.

  • Сентябрь 30, 2013 21:53

    согласна с Дмитрием и со Львом Светозаровым. О том, что на зоне не сладко, к сожалению, знаю не по наслышке, не из интервью со страдальцами, ни из книжек… Но ведь мы и детей учим ,что нельзя делать плохое,что за это в тюрьму можно попасть, что Бога не обманешь, он всё видит… И теперь кричать :»мне там плохо!» А кто говорил, что будет хорошо? Каково было верующим видеть всё это кощунство? Ей же не 13 лет, знала, что творила. Некоторые действительно попадают по подставе, но молчат и терпят, а порой и пытаются разобраться -за что, почему, для чего это всё произошло с ними. Я не злорадствую по поводу ситуации, в коей оказалась эта дамочка, но и оправдывать ее не стану. И думаю, что ее так называемым друзьям уж точно не захочется больше творить нечто подобное….

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.