В блогосфере последние несколько дней бурно обсуждают заявление Надежды Толоконниковой о нечеловеческих условиях содержания, об издевательствах над заключенными в мордовской исправительно-трудовой колонии, где она отбывает назначенное судом наказание. Мнений много, но наиболее типовые: «врет, пиарится», «правильно, так ей и надо», «ужас-ужас-ужас, долой кровавый режим!»
А мне кажется, что ужас-ужас-ужас — в самой такой поляризации общества. Одни ни во что не ставят человеческие страдания, для других мучения узников — лишь повод подчеркнуть свое свободомыслие. От христианства оба таких подхода отстоят предельно далеко, но если борцы с кровавым режимом, в общем-то, и не претендуют, то злорадные комментаторы зачастую потрясают своей воцерковленностью.
Рискую навлечь на свою голову шквал негодования, но сразу скажу: я не считаю, что Толоконникова лжет. Может, где-то преувеличивает, где-то недоговаривает, где-то подбавляет эмоций — но в целом нарисованная ею картина представляется мне вполне правдоподобной. Конечно, я не могу представить никаких доказательств. Конечно, у меня нет возможности лично проверить ее слова. Здесь ровно та ситуация, где остается либо верить, либо не верить. Так вот, я ее словам верю — причем вовсе не потому, что лично доверяю этой панк-феминистке, вовсе не потому, что считаю ее «узницей совести» и героиней нашего времени. А просто по той причине, что Толоконникова не сказала ровным счетом ничего нового. О том, что творится в недрах нашей пенитенциарной системы, говорят и пишут еще с перестроечных времен. Пишут люди, гораздо более уважаемые, нежели Толоконникова — например, скончавшийся в этом году правозащитник Валерий Абрамкин. В тюрьмах и на зонах творится ад — причем в наши демократические времена ничуть не меньший, а подчас и худший, нежели в советскую эпоху.
Да и просто элементарную логику можно включить. Врать и пиариться хорошо, отдыхая в Ницце или на Багамах, а вот пребывая в мордовской колонии, делать это совершенно бессмысленно. Толоконникова ведь требует проверки фактов. Какой смысл ей лгать, если объективная проверка ничего такого не выявит? Только опозорится! Значит, раз уж настаивает на проверке со стороны Следственного комитета, то убеждена: факты столь вопиющие, что под сукно их не спрячешь. Значит, у нее есть железные доказательства. Она ведь женщина неглупая и знает о существовании 306 статьи УК РФ («заведомо ложный донос»). Смысл ей подставляться под новое уголовное дело? С эгоистической точки зрения, ей бы хоть как-то перекантоваться оставшиеся пять месяцев, максимально сохраняя здоровье — и на свободу, к семье, к пятилетней дочурке, а там уж можно обличать и разоблачать по самое не хочу. Но тут, видимо, допекло уж настолько, что даже инстинкт самосохранения не сработал.
Впрочем, меня тут больше волнует не мотивация Толоконниковой, а реакция на все это интернет-общественности самой разной ориентации, от предельно-либеральной до ультра-ортодоксальной. Не могу понять ни тех, ни других. Судя по комментариям либералов, они на самом деле просто в восторге, что Толоконникова оказалась в столь чудовищных условиях — еще бы, ведь тем самым она изобличила преступления кровавого режима, она — супергерой, она таран, коим надлежит пробить прогнившие стены... И как-то в голову людям не приходит, что вообще-то она женщина, она мама, что ее, вообще-то, пожалеть надо, а не делать знаменем борьбы. А ну как эта объявленная ею голодовка действительно плохо кончится? А ну как ее действительно убьют чужими руками и напишут заключение о смерти в результате внезапной остановки сердца или совершенно неожиданно случившегося инсульта? Может, чисто по-человечески лучше не подставлять ее? Надежда Толоконникова, как можно было видеть по прошлым ее подвигам, человек, очень зависимый от мнения рукопожатного общества, и если почувствует, что все ее считают знаменем — то и будет переть напролом, то ли до конца срока, то ли до конца жизни.
Но ладно либералы — гораздо больше удивляет меня реакция православных людей. Все эти крики «и правильно, пускай помучается», «так ей и надо», «пусть все знают, что за такое бывает!» Уважаемые братья и сестры, а вообще такое слово, как милосердие, вам знакомо? Слова Христа из 25-й главы Евангелия от Матфея помните? Насчет сидящих в темнице? Или вы считаете, что Господь заповедал жалеть только невинно осужденных узников? Или только принесших церковное покаяние? А вот таких, как панк-феминистки, действительно виноватых и действительно нераскаявшихся, жалеть не полагается? Пущай страдают? И Церковь, во все века печаловавшаяся перед государственной властью за осужденных, распространяла свою милосердную любовь лишь на праведников? Вы забыли, что не оказавшему милости будет и суд без милости?
Причем о какой милости вообще идет речь? Христос заповедал посещать узников в темнице. В наше время, конечно, такая возможность мало у кого есть. Но у любого есть возможность поучаствовать в благотворительных сборах для заключенных, а если это — неподъемный труд, то хотя бы язык свой обуздать, не злословить, не радоваться чужой беде.
И еще неплохо бы помнить, что кому не под силу любовь — тот может, по крайней мере, придерживаться справедливости. А то, о чем свидетельствует Толоконникова — это именно что чудовищная несправедливость. Да, она по решению суда приговорена к двум годам заключения — равно как и все остальные люди, о которых она пишет, отбывают назначенное судом наказание. Многие — а то и большинство! — за дело. Но суд их приговорил к лишению свободы — а не к пыткам, не к голоду и жажде, не к запрету на посещение туалета, не к избиениям, не к рабскому труду, не к сексуальному насилию, не к вымогательствам денег со стороны администрации исправительных учреждений. Все перечисленное — это преступления, и чаще всего куда более серьезные, нежели те, за какие отбывают срок осужденные. Говорить «так им и надо», подразумевая пыточные условия — это не просто неспособность любить, это еще и неспособность к элементарной справедливости. Тут не то что новозаветная, тут и ветхозаветная этика не срабатывает, тут какая-то шумерская древность...
«Милосердия двери отверзи ми» — регулярно молимся мы на богослужениях. Но некоторые из нас сами, со своей стороны заперли эти двери на засов. И мне таких людей жалко гораздо более, чем несчастных панк-феминисток. Те-то, может, еще и покаются, а вот когда человек вообще не считает грехом свое бессердечие — с чего бы это он каяться стал? Так и умрет, ощущая себя добрым христианином. И явится на Суд...