«Хоть святых выноси!»
Должны ли у верующего человека
в каждой комнате висеть иконы?
Валерия
Фото Ксении Наумовой
Дорогая Валерия, в прежние времена на Руси была в ходу поговорка: «Хоть святых выноси!». Так говорили, если в помещении, где находились святые иконы, кто-либо начинал вести себя безобразно. Но вовсе не о том шла речь, чтобы вынести из комнаты иконы, а уж после этого спокойно продолжить в ней какие-то греховные дела. Слова «хоть святых выноси» были горькой констатацией того, что в присутствии Божием грех отвратителен вдвойне. Сегодня эта поговорка почти забыта, но — увы! — совсем не потому, что люди перестали грешить. Напротив, грех стал настолько привычным, что «выносить святых» при его совершении никому и в голову не придет.
Иметь иконы в каждой комнате — дело хорошее. Вопрос лишь в том, какую жизнь мы ведем под этими образами? Что делаем, говорим, думаем? Ведь главное назначение иконы — обращать ум человека к Богу. В повседневной суете мы часто забываем, что Бог всегда рядом с нами и видит все наши дела, слышит все наши слова, знает все наши мысли. А висящая на стене комнаты икона Спасителя помогает вспомнить о том, что мы постоянно живем в Его присутствии. Иногда человеку бывает достаточно одного лишь мимолетного взгляда на святой образ, чтобы остановиться, умерить свой гнев и раздражение, прекратить уже начавшуюся ссору, не произнести злых и обидных слов, которые уже вертелись на языке. Но если и перед иконой мы готовы ссориться и ругаться с близкими, обманывать, обижать друг друга, тогда эти иконы окажутся лишь поводом к еще большему нашему осуждению в очах Божиих.
Протоиерей Сергий Архипов, священник Покровского храма, г. Жиздра, Калужская область
Как правильно понимать слова Христа: «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя; ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя; ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну»?
Речь здесь, конечно же, идет не о «благочестивом членовредительстве». Слова «правый глаз» являются в данном случае образным выражением, которое имеет тот же смысл, что и наше русское «…береги как зеницу ока», то есть обозначает что-то очень дорогое и близкое человеку. Вот как объясняет это святитель Иоанн Златоуст:
«…Если бы Христос говорил о членах, то сказал бы не об одном глазе — правом, но — об обоих. Потому что, если кто соблазняется правым глазом, тот, без сомнения, соблазняется и левым. Итак, почему Спаситель упомянул только о правом глазе и о правой руке? Потому, чтобы ты знал, что речь идет не о членах, но о людях, имеющих с нами тесную связь. Итак, если ты кого-нибудь любишь так, что полагаешься на него, как на правый глаз, и признаешь его столь полезным, что считаешь его за правую руку свою, если он развращает твою душу, то и такого человека отсеки от себя».
В чем смысл почитания святых в православной Церкви?
Первоначально почитание святых во многом было схоже с той честью, которую мы отдаем героям, павшим на войне. Никого ведь не удивляет, что им ставят памятники, слагают о них песни, пишут книги об их подвиге. Всем понятно, что так мы выражаем свою любовь и благодарность к тем, кто пожертвовал своей жизнью ради нашего Отечества. Но и о почитании святых можно сказать ровным счетом то же самое. Дело в том, что первыми почитаемыми святыми в истории Церкви оказались мученики за веру, пострадавшие во время гонений на христианство в Римской империи. Это были обыкновенные, законопослушные люди, не сделавшие ничего дурного. Вся их «вина» заключалась лишь в том, что они верили в единого Бога и отказывались признавать богами обитателей многочисленного римского пантеона (в число которых входил также император Рима). За этот отказ христиан бросали в тюрьмы и подвергали жесточайшим пыткам, которые должны были сломить их волю и заставить отказаться от своих убеждений. Когда палачи видели, что все их старания бесполезны, они убивали мучеников. Их истерзанные тела местные христиане тайно выкупали у стражи, хоронили, а на их гробницах совершали Литургию. Так Церковь чтила тех, кто предпочел мучительную смерть предательству своего Небесного Отечества. Этот обычай сохранился в Церкви и по сей день: при освящении каждого православного храма под престол обязательно закладывается частица мощей мученика за веру.
Мученик на арене цирка. Федор Бронников, 1869
В числе святых Церковь почитает не только мучеников, но также и преподобных (подвижников веры монашеского образа жизни), святителей (епископов, достигших святости попечением о своей пастве, хранением православия от ересей и расколов) и другие чины святых. Но смысл этого почитания всегда один и тот же: верность Небесному Отечеству, верность словам Христа, верность заповедям Евангелия, которые стали для святых главным содержанием и смыслом их жизни. Таким образом, почитание святых неразрывно связано с почитанием Бога, просиявшего в Своих верных служителях. Вот как пишет об этом преподобный Иоанн Дамаскин: «…Поклоняемся им, потому что сам Царь относит к Себе почитание, когда видит, что почитают любимого Им человека не как Царя, но как послушного слугу и благорасположенного к Нему друга». n
Александр ТКАЧЕНКО
Есть вопрос, ответ на который
Вы хотели бы увидеть в этой рубрике?
Пишите: vopros@foma.ru