У некоторых людей и даже целых общественных групп, не знающих реальную церковную жизнь и испытывающих к Церкви неприязнь разной степени интенсивности, весьма распространены следующие карикатурные образы священника. Это может быть малообразованный пузатый дармоед с хитрыми глазками, разъезжающий на хорошей иномарке и только и думающий о том, как и где бы урвать побольше денежек в качестве вознаграждения за требу. Впрочем, если есть «толстый», рядом должен быть и «тонкий». Поэтому в этих карикатурных описаниях рядом всегда маячит мрачный, высохший от «нелюбви ко всему живому» фанатик, привыкший издеваться над ближними из квазирелигиозных соображений. В общем, всё как в XVIII веке, когда товарищи просветители вывели формулу происхождения религии, считая, что она возникла от встречи дурака с мошенником, а священник и есть этот мошенник и служитель «опиума для народа».

Для людей знакомых с церковной жизнью такие образы крайне далеки от реальности – и в плане образованности священников, и в плане их материального достатка, и, самое главное, в плане любви к людям. Если бы огульные критики знали, что, например, часто священникам приходится из-за загруженности завтракать скорее ближе к ужину. Или что многие священнические семьи, особенно на селе, из-за многодетности и невысоких доходов живут в прямо-таки стесненных обстоятельствах. Мне недавно пресс-секретарь одной епархии рассказывал, что зарплата священников на селе, особенно там, где осталось очень немного жителей, составляет… три-пять тысячи рублей. Некоторые священники даже вынуждены, например, заводить пасеку, чтобы на продажу добывать мед. И уж, конечно, совсем далек от реальности образ злобного священника, душителя всего чистого и светлого. Вообще особенности священнического призвания таковы, что идти туда должны люди максимально самоотверженные, готовые на самопожертвование. А объяснение этому можно услышать в древнегреческом слове, которым обозначали священников.

Всем хорошо знакомо слово «иерей», которое является синонимом слова «священник». Как и многие другие термины из церковной лексики, оно имеет греческое происхождение. Словом ὁ ερεύς (hireus) в Древней Греции назывался любой священнослужитель или жрец, вообще приносящий жертву. Позже оно стало обозначать и священнослужителя новозаветной Церкви. Оно является однокоренным с глаголом ερεύω (hireuō), что значит «приносить жертву», «закалывать для принесения в жертву, «закалывать для еды». И тогда слово «иерей» в переводе с древнегреческого буквально означает «приносящий жертву».

В таком буквальном значении слова есть глубокий смысл. Во-первых, оно более чем понятно и объяснимо исторически. Во все времена и во всех религиях так называемые «служители культа» были посредниками между людьми и высшими силами, которым эти люди поклонялись. И одной из самых важных обязанностей священнослужителей еще в Древней Греции было принесение жертв этим высшим духовным силам.

Другое дело, что религии были и бывают разные, и люди в них поклоняются разным богам. Православное духовенство признает свою непосредственную связь с ветхозаветным духовенством, потому что поклоняется и служит тому же самому Богу Библии, «Богу Авраама, Исаака и Иакова».

Также в христианстве совершенно другой характер имеет понимание жертвы и жертвенности в плане взаимоотношения между Богом и человеком. Бог принес Себя в жертву за людей, чтобы через крестную муку искупить их от вечной смерти: «Распятого же за ны при Понтийстем Пилате…» Также во время Литургии Христос всякий раз Сам приносит Себя в жертву, благодаря чему христиане имеют возможность соединиться со Спасителем, причастившись Его Тела и Крови.

А священник должен подражать в своей жизни и своем служении не кому-нибудь, а самому Христу. Поэтому, например, в Русской Церкви есть такой выразительный обычай. Во время рукоположения в священники епископ снимает у женатого рукополагаемого обручальное кольцо с пальца и кладет его на престол в алтаре. Это символ того, что рукополагаемый как бы обручился с Церковью, и его подражание Христу и служение пастве отныне будут настолько самоотверженными, что даже семья для него должна отступить на второй план.

И как Христос принес Себя в жертву за людей, так и священник должен в своем служении приносить себя в жертву. Поэтому священник и значит буквально, не метафорически – приносящий себя в жертву. Это может выражаться в полной и безусловной готовности на смерть во время гонений. Или в мирное время в полной самоотдаче себя служению Богу и людям. Священническое призвание на самом деле очень тяжело, и никаких человеческих сил на него бы не хватило, если бы не помощь свыше. Кстати, говорят, что среди кандидатов в священники в духовных школах даже гуляет такая поговорка по поводу решимости принять сан: «Достойных нет, есть смелые». Будущие священники уже прекрасно понимают, насколько тяжело, практически невозможно одними человеческими силами дерзать на соответствие этому высокому призванию – подражанию самому Христу, и имеют смелость рассчитывать лишь на Божию помощь в своем будущем служении Богу.

На заставке: фрагмент фото Юлии Маковейчук

8
0
Сохранить
Поделиться: