В преддверии 5-летия со дня интронизации Патриарха Кирилла мы спросили у разных людей, какие события церковной жизни они считают ключевыми за последние 5 лет и какие шаги, с их точки зрения, Церкви необходимо сделать в ближайшие годы.

 Сергей Худиев, публицист:

 

Сергей Худиев: Мы наблюдаем духовную реконкисту

За пять лет служения Патриарха Кирилла произошло настолько много событий, что перечислять их было бы невозможно; можно упомянуть дробление епархий, совершенствование церковного управления, введение "Основ православной культуры", активное заступничество Русской Православной Церкви за ближневосточных христиан, особенно во время сирийского кризиса - но если попытаться охарактеризовать это каким-то одним словом, я бы выбрал испанское слово "реконкиста", отвоевание, возвращение того, что было отнято и потеряно, казалось, навсегда.

Церковь постепенно возвращается на то место, которое она и должна занимать в жизни нормальной европейской страны. Этот процесс идет не гладко, и у многих вызывает неприятие и сопротивление - но он идет. Долгие десятилетия атеистической диктатуры оставили после себя очень тяжело обезбоженный ландшафт и, самое печальное - глубоко обезбоженные души людей.

Важным знамением этой духовной реконкисты является возведение храмов. В нашей истории было время, когда храмы разрушались, когда их превращали в склады, типографии, кинотеатры и что угодно еще. Сейчас происходит обратный процесс - не только сохранившиеся храмовые здания вновь используются по назначению, но и во множестве возводятся новые. Я сам живу в Ясенево, относительно молодом районе столицы, где не так давно появился храм - и видно, как храм меняет все, все пространство вокруг него.

И это происходит повсюду - возводятся храмы, а в них приходят люди. Это нравится не всем - и многие хотели бы остановить этот процесс. Противников Церкви невозможно, в точном смысле слова, назвать большевиками, но они разделяют с ними одно важное качество. У них есть проект светлого будущего, и Церкви в этом будущем нет места. Церковь воспринимается этими людьми как сила консервативная, защищающая семью, государство, исторически сложившуюся национальную идентичность, а значит, мешающая осуществлению некоторых идеологических проектов.

Поэтому и рост влияния Церкви не может не вызвать яростного сопротивления. Мы все видели (и продолжаем видеть) как Церковь - и, особенно, личность Патриарха - подвергается нападкам с различных сторон.

Почему это так? Этому есть, прежде всего, духовные причины, о которых много раз говорит и Писание, и Предание Церкви. Против Церкви действуют могущественные силы - и это не только и даже не столько человеческие силы, это "клеветник братий наших", противник наш диавол.

Мы являемся участниками противоборства космических масштабов, о котором прекрасно сказал Достоевский: "здесь дьявол с Богом борется, а поле битвы - сердца людей". Наши сердца в том числе. Мы столкнулись - и еще столкнемся - с попытками разрушить доверие к Церкви и ее священноначалию. Такие попытки были "справа" - мол, Церковь недостаточно  консервативна, иерархи (о ужас) пользуются мобильными телефонами и дружески беседуют с иноверцами. Они были слева - Церковь, наоборот, слишком консервативна и не торопится менять свои взгляды в угоду тем или иным модным тенденциям. Были яростные упреки в невмешательстве - мол, в то время как всякий честный человек обязан участвовать в гражданских препирательствах, Церковь уклоняется. Были еще более яростные - во вмешательстве. Мол, вместо того, чтобы заниматься чистой духовностью, Церковь повсюду лезет. Они были (и будут) снаружи - когда поп-звезды обвиняют Церковь в недостаточном следовании Евангелию. Они будут изнутри - когда для кого-то личные обиды или амбиции окажутся важнее служения Церкви.

И тут очень важен совет Апостола - не быть "носимыми всяким ветром", помнить, что мы уже много раз сталкивались с разного рода ложью и доверять мы можем и должны именно Церкви.

А перед Церковью - и перед всеми нами, как ее верными чадами - стоит задача благовестия. Возвещения о Христе, Распятом, Воскресшем и Паки грядущем. И нам важно глубоко осознать это послание и уметь изложить его внешним на понятном языке. 

 

0
0
Сохранить
Поделиться: