О чем стоит задуматься тем, кто собирается взять в семью ребенка с особенностями умственного развития? С чем им придется столкнуться? Своим опытом делится Елена Фортуна, главный редактор журнала о приемных детях и их родителях «Родные люди», мама шестерых приемных детей, в том числе имеющих такие особенности.

Не первый ребенок!

Важно, чтобы ребенок с особенностями умственного или физического развития был не первым приемным ребенком в семье.

Любой приемный ребенок приносит с собой багаж проблем, которые придется преодолевать. У ребенка с особенностями развития к ним добавляется и все, что связано собственно с его заболеванием. И родителям нужно уметь отличать, где сложности, общие для всех приемных детей, а где — характерные для конкретного ребенка с его конкретными особенностями. Когда есть возможность отделить одно от другого, родителям легче строить отношения, «настраивать» любовь.

Неадекватная реакция посторонних

Приемный ребенок с особенностями умственного развития порой попадает в семью после пребывания в очень своеобразных учреждениях, которые накладывают свой отпечаток, начиная от поведения на улице и заканчивая лексикой. Не скажу, что так бывает всегда, но бывает. Люди же у нас не особенно тактичны, и на улице они могут не просто глазеть, но и комментировать, делать замечания, задавать странные вопросы. Приемным родителям надо быть готовыми к неадекватному отношению окружающих.

Сначала — только дома

Когда в семье появляется ребенок с отставанием в умственном развитии, не может быть и речи о том, чтобы он сразу пошел в какое-нибудь учебное заведение. Это неправильно, а порой просто невозможно.

Когда мы привезли Олю, по документам ей было восемь лет, а развитие соответствовало двум. Отдать ее куда бы то ни было оказалось невозможным: для школы, даже специализированной, она еще недостаточно развита, в садик, понятное дело, такую большую девицу уже не возьмут.

Такому ребенку необходимы индивидуальные регулярные занятия со специалистами. Они требуют больших расходов — это тоже нужно учитывать тем, кто собирается взять в семью ребенка с особенностями. Сколько потребуется специалистов, как часто они будут заниматься, зависит от состояния ребенка. С Олей в первый год работали трое.

На самом деле маленькая!

Когда в семье появляется ребенок с особенностями умственного развития, объяснить это другим детям несложно, они все понимают быстро и вполне адекватно.

Когда у нас появилась Оля, мы объяснили остальным, что она просто с виду такая большая, а на самом деле маленькая. Даже сейчас, когда она приблизилась к своему возрасту по документам, все равно Оля маленькая, и поэтому она не может (может) сделать что-то.

Никаких планов!

Совершенно бессмысленно строить какие-то планы, мечтать о перспективах ребенка с особенностями умственного развития. Здесь нужно быть готовыми ко всему: скачок в развитии может случиться как в лучшую сторону, так и наоборот. Нельзя ничего загадывать, ничего ожидать. Нужно просто активно заниматься с ребенком и любить его.

Нужно свыкнуться с мыслью, что ребенок вырастет таким, каким вырастет, совсем не оправдав наших ожиданий. Поэтому — лучше без ожиданий.

0
0
Сохранить
Поделиться: