Игумен Дамаскин (Орловский),член Синодальной комиссии по канонизации святых, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru. Фото Владимира Ештокина.
В ночь на 14 января епископа Платона вызвали на допрос. Комиссар настаивал, чтобы владыка прекратил проповедовать Евангелие, на что епископ ответил: «Как только меня выпустят на свободу, я буду вновь повсеместно славить Господа»...
Наступил вечер, канун нового года по старому стилю. Епископ Платон, находясь в заключении, собрал близких себе людей на молитву, прочел тропари: «Благодарни суще...» и новогодний «Всея твари Содетелю...», приветствовал всех с наступившим новолетием... Последнюю ночь своего земного странствования епископ Платон провел в молитвенном настроении и, лежа на нарах, часто осенял себя крестным знамением и глубоко вздыхал... С девяти часов утра к узникам стали приходить родные и благожелательно относящиеся лица со своими приношениями, жаждущие хоть издали увидеть дорогих для них людей, ободрить их. Епископ Платон заповедал тому, кто первый освободится, передать его и всех заключенных общую благодарность всем так усердно посещавшим узников за внимание, за сильное желание облегчить страдания. Спустя немного времени явился красноармеец и грубо приказал епископу одеться, забрать свои вещи и следовать за ним... Красноармеец до того торопил епископа, что даже близкие к нему духовные лица не могли принять его последнее святительское благословение, и только на ходу он сказал всем заключенным: «До свидания, братие!» Через несколько минут послышались звуки выстрелов...
***
Священномученик Платон родился в 1869 году в Эстляндской губернии в семье псаломщика Петра Кульбуша и его супруги Натальи и наречен был Павлом. В 1884 году он окончил Рижское духовное училище, а в 1890-м — Рижскую духовную семинарию. Как лучший воспитанник, он был направлен для продолжения образования в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1894 году со степенью кандидата богословия, после чего был назначен настоятелем эстонского прихода в Санкт-Петербурге. Впоследствии он стал благочинным всех эстонских церквей Санкт-Петербургской епархии. Для богослужений эстонскому приходу было отведено помещение в нижнем этаже храма Воскресения Христова в Малой Коломне.
Став во главе прихода, отец Павел приступил к организации сбора средств на постройку приходского храма. Первым откликнулся на просьбу молодого пастыря протоиерей Иоанн Кронштадтский, который пожертвовал на постройку церкви 300 рублей и написал: «Всем сердцем моим молю Господа, Главу Церкви, да привлечет сердца доброхотов к посильным жертвам на устройство в столице православного эстонского храма».
В 1902 году был проведен всероссийский сбор пожертвований на постройку эстонского храма в Петербурге. 24 августа 1903 года состоялась закладка храма, а 21 декабря того же года при участии протоиерея Иоанна Кронштадтского был торжественно освящен временный храм.
Летом 1917 года в городе Юрьеве состоялось собрание духовенства и мирян Рижской епархии, на котором были избраны делегаты на Всероссийский Поместный Собор. Представители эстонских приходов на этом собрании внесли предложение: образовать в Рижской епархии Ревельское викариатство, в состав которого должны войти все эстонские приходы. Собрание выдвинуло протоиерея Павла Кульбуша как наиболее достойного кандидата на эту архиерейскую кафедру.
В декабре 1917 года Священный Синод постановил возвести протоиерея Павла в сан епископа Ревельского по предварительном пострижении его в монашество. 24 декабря отец Павел был пострижен в монашество с именем Платон и возведен в сан архимандрита, а 31 декабря митрополит Петроградский Вениамин (Казанский) и епископ Лужский Артемий (Ильинский) хиротонисали его во епископа. Сразу же после хиротонии епископ Платон отправился в Москву для представления Патриарху Тихону.
Вскоре началось стремительное продвижение германских войск вглубь Прибалтики. Патриарх поручил епископу Платону ведение всех приходов Рижской епархии, и владыка немедленно отправился к месту своего служения. Многие правительственные и церковные учреждения в связи с военными действиями и наступлением германцев еще в самом начале войны были перенесены в Юрьев, и потому владыка обосновался здесь.
Преосвященному Платону, как главе местной Церкви, пришлось проявить особенную бдительность и осторожность в своих действиях и распоряжениях, в которых он всегда старался руководствоваться законами церковными, международными конвенциями, гражданскими законами Российской империи. Пользуясь этим юридическим аппаратом, преосвященный Платон иногда достигал благоприятных для Церкви результатов. Но иногда отношения с германскими властями у него обострялись. Так, в одном письме он пишет: «С начальством германским наши разговоры стали серьезными. Стою на правде и интересах Церкви. А там — что Бог даст. Совесть будет спокойна, что сделано все возможное».
21 декабря 1918 года части Красной армии вошли в Юрьев. 2 января 1919 года большевики арестовали епископа Платона.
14 января эстонские войска вошли в город, а большевики бежали. Осмотр подвала, где производились казни и где лежали казненные, позволил в точности восстановить всю картину мучений епископа. На правом виске епископа осталась глубокая ссадина от нанесенного кулаком удара, на теле было семь штыковых ран и четыре пулевых. Одна из них осталась от разрывной пули, направленной в правый глаз.
Отпевание епископа Платона и убитых с ним священников состоялось в юрьевском Успенском соборе, а затем тело первого эстонского епископа было погребено в Спасо-Преображенском соборе в городе Ревеле.