Работа и духовный рост

"Реплики" Александра Ткаченко

tkachenko_gНедавно довелось столкнуться с любопытным мнением. Весьма уважаемый мною человек утверждал, что работа мешает его духовному росту. Ну, в том смысле, что составление бесконечных отчетов, согласование бесконечных документов и прочая бюрократическая чехарда отнимает у него слишком много времени и сил, так что их не остается ни на чтение духовной литературы, ни на молитву. А еще говорил, что христианские святые вообще не занимались работой в нашем понимании этого слова.

Эта мысль показалась мне интересной, и я решил посмотреть – что же говорили обо всем этом сами святые. Почитал книжки, порылся на православных сайтах в интернете. И вот к каким выводам пришел.

Тут всё зависит от того, каково это самое – наше понимание слова «работа». Если говорить о ней, как о необходимости ежедневно приходить в офис и выполнять там поручения руководства, то и в самом деле – вряд ли мы найдем в истории Церкви много святых с такой биографией. Но если говорить о связи молитвенной жизни святых и какой-либо трудовой деятельности, то здесь ответ будет вполне однозначным: абсолютно все святые считали труд необходимым дополнением к молитве. Святитель Иннокентий Херсонский говорил: «Вообще, у святых людей время разделено было между богомыслием и трудолюбием. Первым правилом их было питаться не от чужих, а от собственных трудов. Труда этого при всей скудости их внешнего состояния, хватало им даже на то, чтобы помогать ближним, питать алчущих, одевать нагих и искупать пленных».

Материал по теме


2015-06-12,A23K4211 Питер-Сура, молебен в Коноше, s

Патриарх Кирилл: «Я жил на 1 рубль в день»

Когда мы говорим о вере, мы должны понимать, что вера — это опыт. Для меня - это опыт веры с детства, в том числе и через молитву отцу Иоанну Кронштадтскому. Поминовение родственников всегда в нашей семье начиналось с имени отца Иоанна Кронштадтского и блаженной Ксении, задолго до акта их канонизации, - Патриарх Кирилл

Хотя, необходимо заметить, что на определенных этапах духовного роста работа, действительно, начинала мешать святым. Преподобный Исаак Сирин пишет об этом так:

«Блажен, кто… пребывает в безмолвии и не тревожит себя множеством дел, но всю телесную деятельность заменил трудом молитвенным и верит, что, пока трудится с Богом и на Него возлагает попечение день и ночь, не будет иметь недостатка в чем-либо крайне необходимом; потому что для Бога удаляется от рассеяния и от труда. Если же кто не может пребывать в безмолвии без рукоделия, то пусть работает, пользуясь рукоделием как пособием, а не для выгод, из корыстолюбия. Рукоделие назначается для немощных, а для более совершенных оно бывает причиною смятения. Ибо неимущим и малодушным Отцы положили заниматься работою, но не как делом необходимым».

То есть, работа действительно мешала, правда – лишь усовершившимся в молитве безмолвникам-аскетам. Но если я попытаюсь примерить на себя их опыт, то неизбежно придется признать – именно я-то как раз и являюсь тем самым – неимущим и малодушным, для которого работа служит некой подпоркой в духовной жизни.

И отношение к работе для меня можно уложить в самую простую норму христианского благочестия: человеку следует самому зарабатывать себе пропитание. Без исполнения этого правила любые разговоры о духовном росте окажутся безосновательными. А уж как распределить свое время и силы так, чтобы их хватало и на работу, и на духовную жизнь – каждый решает для себя только сам.

И ежели видишь, что пошел у тебя явный перекос в сторону работы – делай выводы, принимай решение. В конце концов святые ведь тоже в какой-то момент делали для себя выбор между работой, отнимавшей все их время, и тем необременительным трудом, который давал им достаточное пропитание и при этом не отвлекал от молитвы.

фото анонса www.flickr.com, Gennady Grachev

Ткаченко, баннер

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (3 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Ольго
    Июль 2, 2015 20:33

    «необременительным трудом, который давал им достаточное пропитание и при этом не отвлекал от молитвы»
    Наверное, имеется в виду та трудовая деятельность, которая оставляет свободное от работы время. Совмещать работу и молитву не получиться. Любой труд рассеивает молитву, а молитва не позволяет сосредоточиться на результате труда, посему очень согласна со св. Иоанном Синайским: «Никто не должен во время молитвы заниматься рукоделием и в особенности работой…

  • Алексей
    Июль 3, 2015 6:48

    Всегда, Александр, по возможности примеряю ваши статьи к себе. В этом году я отказался работать учителем физкультуры, хотя хотел дотянуть до рубежа в 60 лет. Да, и деньги нужны: студент в семье! Но подвергаться ежедневным отрицательным стрессам, оскорблениям и унижениям от малолеток — это уже выше моих сил! Нет, не подумайте, что ребята меня не любят! Нет, они относительно других учителей относились, как они считали ,ко мне нормально относились. Но то, что процветает в школе — всёдозволенность, ужасная дисциплина, мат с первого класса, низкий уровень знаний самих учителей, отсутствие каких-либо рычагов в работе с детьми — всё это заставляет бежать без оглядки из школы. Какой тут духовный рост, если, придя доиой успокоиться не можешь! Поэтому, считаю, есть много видов работ у людей, при которых никакого духовного роста быть не может!

  • Алексей
    Июль 3, 2015 6:51

    Так волновался, когда писал, что наделал много описок! Извините, пожалуйста! Не вижу, как можно отредактировать!

  • Александр
    Июль 3, 2015 11:17

    Алексей, я тоже считаю, что если работа тебя духовно разрушает, с нее нужно уходить как можно быстрее.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.