Канон покаянный начинается воспоминанием о грандиозном событии: о том, как Бог при бегстве евреев из Египта повелел Моисею простереть руки — и расступились воды Красного моря, а когда Моисей повторил это по слову Божию, воды вернулись на место и потопили преследователей (Исх 14:15-31; 15:1-22). Об этом мы и поем: Яко по суху пешешествовав Израиль по бездне стопами, гонителя фараона видя потопляема, Богу победную песнь поим...
Это событие Священной истории послужило отправной точкой множества как произведений искусства, так и богословских построений. Но постепенно родилась идея рационального объяснения перехода через воды Красного моря. И при этом наряду, например, со «школой», утверждающей, что вся Священная история просто-напросто выдумана (согласно новейшим «открытиям» — буквально только что, чуть ли не на днях), существует и течение, пытающееся объяснить все библейские чудеса естественно-научными причинами. И если в первом случае говорить особо не о чем — разве что припомнить тот печальный, но непреложный факт, что в принципе человек может обвинить другого только в том, на что способен сам, — то на второй стоит обратить внимание, потому что это уже вроде бы чуть ли не богословие — правда, без Бога. Логическим основанием этого течения является твердое убеждение его адептов в непроходимой глупости всего остального человечества, в неумении связать концы с концами, другими словами — устанавливать причинно-следственные связи. Как же так, ведь мы-то твердо знаем, что чудес не бывает, а мы по определению правы. Значит, неправы остальные. Значит, мы вот сейчас предложим единственно правильное объяснение, а кто с нами несогласен, тот скудоумный мракобес и недостоин гордого звания современного человека. При этом в голову не приходит, что «современный» — вообще-то комплимент сомнительный, но об этом ниже.
Больше всего это напоминает официальную версию нападения на Москву бесовской нечисти в «Мастере и Маргарите»: все это — гипноз; ничего не было, а просто «шайка гипнотизеров» морочила советских граждан. Особенно убедительно это выглядит как объяснение того, что Степу Лиходеева перенесли в Ялту: его заставили думать, что он в Ялте, а ялтинцев заставили думать, что он у них. И многочисленных зрительниц театра «Варьете» заставили думать, что они переоделись в блистательные наряды, а потом оказались на улице в белье. И сотни свидетелей тоже были под гипнозом. А «на самом деле» ничего не было, потому что быть не могло, потому что противоречит нашим убеждениям. Идея пересмотреть свои убеждения мудрецам в голову не приходит, потому что с чем же они тогда останутся? Ведь вся их картина мира базируется на мощном основании — на собственной правоте!
Существует целая система разоблачений Библейских чудес, вся основанная на поиске естественных причин. При этом старательно опускается тот действительно научный факт, что естественные события просто обязаны повторяться. Поэтому теория, например, естественного происхождения манны небесной может быть сколь угодно изощренной, но убедительной она станет только тогда, когда теоретики предъявят нам эту манну, появляющуюся регулярно, хотя, может быть, и редко: уж за столько столетий могла бы и появиться! Но теория есть, а манны нет, следовательно...
Столь же убедительна и теория естественного расступления вод Красного моря. Ее сторонники обращают особое внимание на то, что перед тем, как евреи перешли море, всю ночь дул сильный восточный ветер (см. Исх 14:21). Пусть так; но, во-первых, очень он своевременно подул и столь же своевременно перестал, а во-вторых, сами посмотрите на карту и подумайте, куда должен был гнать воду восточный ветер и как это могло получиться, что воды расступились и стали стеной по обе стороны?
Конечно, если принять благодетельную концепцию всеобщей глупости, то можно проигнорировать и тот факт, что в 15-й главе книги Исход мы читаем благодарственный гимн — Богу, а отнюдь не природным силам. Но если набраться храбрости и от этой концепции отказаться, то можно увидеть, что древние благочестивцы природу отнюдь не игнорировали, а просто твердо знали, что она сотворена, и умели за тварью различать Творца. И радовались ее красотам, и восхваляли Бога за то, что посылает всяческое природное изобилие, и страшились, видя в природных катастрофах знак гнева Божия. И пребывали в мире и с Богом, и с природой, и пели: «Господня земля, и исполнение ея, вселенная и все живущие на ней» (Пс 23:1).
Сравнив это гармоничное состояние сознания с тем, что творится в головах «современных» людей, мы можем убедиться, что сравнение это — не в пользу последних. Действительно, в методологических целях полезно и необходимо разделять факты веры и факты науки, но мир тем не менее един и неделим. К тому же современная наука — это еще не абсолютная научная истина, в то время как Христос сегодня и во веки Тот же (Евр 13:8). А современный человек — всего лишь отражение современного неустройства.
Фото Trey Ratcliff