Господь являет Своих святых в наиболее важные исторические эпохи – времена кардинальных перемен, революций, смут. Тем самым Он дает людям духовного лидера, который не на баррикадах, а в уединенной келье, скиту или пустыне молится за страну и народ, за весь мир. Так было во времена Преподобного Сергия Радонежского, праведного Иоанна Кронштадтского и многих других подвижников. В какую же эпоху жил преподобный Серафим Саровский и почему именно в этот момент Господь явил людям Своего святого? Посмотрим, что происходило в мире, когда в уединенном скиту под Саровом подвизался старец Серафим.
1759 год
В год рождения будущего святого в мире происходило немало важных событий. Так, в частности, продолжались военные конфликты, в которых одна сторона завоевывала земли другой: Англия покоряет Канаду (захват Квебека), Китай завоевывает Кашгарию и делает из нее провинцию, французы и англичане продолжают покорение Индии.
Россия в этот год продолжала свое участие в одной из славнейших для себя военных кампаний – Семилетней войне (1756–1763).
В день рождения будущего преподобного – 19 июля – русские войска взяли город Франкфурт (на Одере), а через некоторое время одержали известную победу при Кунерсдорфе (12 августа 1759 года), которая во многом открыла им дорогу на Берлин. В России в это время славно правит императрица Елизавета Петровна.
В мире культуры, искусства и науки продолжает свое триумфальное шествие гений Михаила Васильевича Ломоносова.
Как раз в этот удачный для России исторический момент и рождается в древнем Курске будущий подвижник. В этом можно увидеть особое Божие благословение стране, которая в этот момент находилась на одном из пиков своего развития.
1760-е
В 60-е годы XVIII века, когда Прохор (имя святого Серафима в миру) только начинал свой жизненный путь, ситуация в России меняется. Несмотря на приход к власти в 1762 году Екатерины II Великой и наступавших успехов во внешней политике, для Православной Церкви это были тяжелые годы.
Указом Екатерины Великой от 26 февраля 1764 года в стране начинается секуляризация монастырей. Созданы так называемые монастырские штаты, которые регламентировали количество, структуры, категории православных обителей.
Число монастырей начинает резко сокращаться. Количество закрытых по всей России обителей составило около 600, еще 160 выведено за штат – то есть они лишились государственной поддержки. Конечно же, это был серьезный удар, особенно если учесть, что многие из тех монастырей были основаны святыми подвижниками.
Усугубляет обстановку и то, что в 1765 году выходит указ, ужесточающий крепостное право. Все это не могло не выявить многих острых вопросов во внутренней жизни страны.
Во внешней жизни тоже происходят перемены. В 1763 году завершается Семилетняя война, блистательные успехи которой сводятся на нет недолгим правлением Петра III, который боготворил проигравшую в войне Пруссию. Фактически он отдал все завоеванное Россией назад проигравшей стороне.
В конце 60-х (1768 год) Россия втягивается в тяжелую войну с Турцией.
Прохор в это время получает от Господа первые испытания духа в виде физических недугов.
1790-е
Пролетели десятилетия… Прохор Мошнин уже не Прохор, а монах Серафим. В 1793 году он посвящен в сан иеромонаха, а через год уходит в отшельничество. Начинается его духовное служение.
В мире в это время происходят знаковые события, которые резко контрастируют с деланием Серафима.
В 1793 году во Франции самый разгар кровавой революции, которая в истинном свете показывает все свои ужасы. Это, пожалуй, самое главное событие десятилетия.
Россия в 90-е годы завершает очередную войну с Турцией (1787–1792). Происходят второй и третий переделы Польши. На трон восходит Павел I, а Александр Суворов совершает свои исторические итальянский и швейцарский походы.
Знаменательно, что чем ярче разгораются мировые страсти, тем дальше от мира уходит Серафим Саровский. Однако уходит он для того, чтобы молиться за этот мир.
XIX век
Новый век, из которого преподобный Серафим захватил лишь чуть больше первой четверти, ознаменовался все усиливающимися мировыми конфликтами, войнами и революциями.
Одним из главных событий для России в первой половине столетия стала Отечественная война 1812 года. Эта война духовно очистила русский народ, вернула его в русло национального самосознания. Именно Россия остановила натиск наполеоновских войск. И здесь мы видим удивительную параллель – в то время как вся страна билась с Наполеоном, преподобный Серафим живет в полном уединении, проходит самые тяжелые духовные подвиги – молчальничество, столпничество, затвор. Несомненно, в это время он молится за всю страну, за весь мир, который все сильнее начинал увязать в военных конфликтах.
Показательно, что в честь победы над Наполеоном Александр I, среди прочих наград, учредил наградной знак для духовенства. Это был бронзовый крест на Владимирской ленте, которую украшала надпись «1812». Именно этот крест вручили и преподобному Серафиму с формулировкой «за молитвы об одолении русского оружия». Преподобный никогда не надевал эту награду.
Последнее важное событие, которое параллельно земной жизни преподобного Серафима, произошло в 1825 году. В этот год умирает Александр I, но главное – происходит восстание декабристов. Тревожное предвестие будущей смуты. Что же в это время делает святой Серафим? Снова знаковое сравнение – в 1825 году (в середине между двумя событиями) преподобный Серафим выходит из затвора и начинает служить народу. Именно с этого времени к нему начинают стекаться люди со всех весей страны. И до конца своих земных дней старец принимал приходящих к нему со словами: «Радость моя, Христос воскресе!»
…Наверное, излишне делать какие-то особые выводы. Достаточно сказать одно – почему Господь явил Своего святого именно в эту эпоху. Была воля Божия на то, чтобы великий подвижник молился за страну, которая переживала важные события и стояла на пороге еще больших потрясений.
Источник иллюстраций wikipedia.org