Почему на некоторых иконах сверху изображено покрывало?

Дмитрий Трофимов об иконах

Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград»

Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград»

Язык иконы символичен. В нем есть как устойчивые повторяющиеся элементы, так и те, что встречаются редко. Если научиться их все понимать, чтение иконы не будет представлять труда. За условными иконописными знаками созерцающему откроется сокровенный смысл образа.

Благовещение, Рождество Богоматери, Введение Богородицы во храм, Положение Ризы Богоматери и явление Девы Марии во Влахернском храме (Покров) — все эти события происходят в определенных местах: домах или церквах. В соответствии с законами иконописи все эти сюжеты изображаются на плоскости, как бы на открытом месте.

Каким же образом иконописец сообщает нам о том, что событие, представленное на иконе, происходит внутри помещения?

Обозначением внутреннего пространства на этих иконах служит велум (velum — парус, покрывало, завеса) — ткань красного цвета, помещенная в верхней части композиции.

Она, как правило, бывает перекинута между двумя архитектурными сооружениями, находящимися по двум сторонам основного изображения. Этот художественный элемент — наследие античной традиции. Ткани использовались в римских домах для завешивания дверных проемов, в качестве тентов над портиками, также служили занавесом в театре. В иконе они стали условным обозначением внутреннего пространства.

mastera146
Такими же наследниками античной живописи в иконе являются, например, фигурки морских существ — аллегории водных источников — в сцене «Крещение», а также лики в красном и серебряном медальонах — образы солнца и луны — в композиции «Распятие»

cover146-900 Июнь 2015 (146) №6
рубрика: »

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (5 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Илья
    Июнь 19, 2015 0:07

    Так, друзья… А теперь о том, что на самом деле обозначают все эти иконографические символы.

    Завеса — символ затворенности Врат Рая. В ветхозаветное время человечество оставалось отрезанным от Небесного Царства и существовало обетованием, что эта преграда Пресвятой Девой будет убрана. Поэтому Богородица при Благовещении вязала Завесу Храма (умную ткань Эммануила). А при Распятии эта Завеса разорвалась. Ад потерял свою силу и открылся путь в Небесное Царство.

    Покров над четырьмя колоннами обозначает Божественную Любовь, которая есть совокупность познания всего премудрого устройства Мира. Как известно, Бог познается через Творение.
    Творение состоит из четырех основных столпов: благодатный свет, духовный свет, ментальный свет и материальный свет (орел, вол, лев, человек). Когда все четыре собираются вместе, то получается целомудрие или целостная премудрость, символом которой и является покрывало над четырьмя столпами. Этим благодатным покровом и познается Бог.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.