В 1917 году скончался один из священников Андреевского собора в Кронштадте, возникла необходимость заместить вакантное место. В это время стало практиковаться, по примеру древности, назначение священников по избранию прихожан с последующим подтверждением выбора епархиальным архиереем. Для избрания были предложены кандидатуры трех священников. В голосовании участвовали триста восемьдесят пять прихожан, за кандидатуру отца Николая Симо проголосовали триста семнадцать человек.

«Священник Николай Симо известен в Кронштадте как добрый и скромный пастырь, и результат голосования показал, что симпатии прихожан Андреевского собора на его стороне», — писал о нем благочинный протоиерей Григорий Поспелов.

Пастырь добрый и скромный

Священномученик Николай Кронштадтский (Симо)

* * *

Священномученик Николай родился в 1875 году в Аренсбурге (в Эстляндии) в семье священника; в 1888 году его отец был назначен в эстонский приход, открывшийся при Андреевском соборе в Кронштадте. В 1891 году Николай окончил Рижское духовное училище, в 1897-м — Санкт-Петербургскую духовную семинарию и был рукоположен во священника к Андреевскому собору на место отца, переведенного служить в эстонский приход при гатчинском Павловском соборе.

В конце XIX века в Санкт-Петербурге жило значительное число выходцев из Эстонии, приехавших на заработки и не знавших русского языка. Ревнители православия, желавшие присоединения к нему своих единоплеменников, старались образовать в Санкт-Петербурге приходы, где богослужение проходило бы на эстонском языке. К таким пастырям принадлежали священник Павел Кульбуш, впоследствии ставший первым эстонским епископом, пострадавшим в самом начале гонений на Русскую Православную Церковь, и священник Николай Симо. 

Далеко не все сочувствовали их миссионерской деятельности среди эстонцев. Отцу Николаю служить разрешили только раз в неделю, по воскресным дням, между первой и второй литургиями. Неблагоприятные обстоятельства, в которых оказался священник, привели его к мысли о необходимости постройки отдельной церкви для живших в Кронштадте православных эстонцев, а их там было в то время около восьмисот человек.

В 1902 году владельцы здания бывшей англиканской церкви решили продать его, но с условием, чтобы оно использовалось под храм, и для исполнившего это условие делалась уступка в цене. Кронштадтский купец Николай Андреевич Туркин решил купить это здание для православного эстонского прихода. Однако это благое намерение вызвало противодействие духовенства Андреевского собора, рассматривавшего появление в непосредственной близости другого храма как некий ущерб для собора, и оно обратилось за поддержкой к отцу Иоанну Кронштадтскому, но тот не поддержал своекорыстных соборян. 4 июля 1902 года здание было продано купцу Николаю Туркину, и через два дня он передал его эстонскому приходу.

1 декабря 1902 года отец Иоанн Кронштадтский освятил здание как православный храм в честь Воздвижения Креста Господня. На литургии после освящения отцу Иоанну сослужили девять священников и пять диаконов, богослужение совершалось на русском и эстонском языках.

Пастырь добрый и скромный

Протоиерей Иоанн Кронштадтский и священник Николай Симо

На обеде, устроенном в честь освящения храма благотворителем-купцом, благочинный эстонских приходов Санкт-Петербургской епархии священник Павел Кульбуш, тонко чувствовавший особенности русской религиозной культуры, чуждой религиозному рационализму, открытой к щедрому благотворению до самопожертвования, сказал: «Мы празднуем сегодня торжество победы доброго русского сердца, благодаря коему кронштадтский эстонский приход отныне имеет свой храм и твердой ногой пойдет по пути дальнейшего внутреннего преуспеяния и роста... Хвала и благодарение тем, кто это сделал... от души желаю, чтобы всякий эстонец всем сердцем искренне усвоил себе то, чем жив каждый русский человек».

Став настоятелем Крестовоздвиженского храма, отец Николай целиком посвятил себя служению пастве и по примеру отца Иоанна Кронштадтского стал совершать богослужения ежедневно, что не понравилось духовенству Андреевского собора. «Отец Иоанн осведомился сегодня, служу ли я каждый день и, получив утвердительный ответ, пожелал, чтобы я и в будущем ревновал о службе Божией. Очевидно, ему уже жаловались, иначе бы он не спросил. Но раз он сочувствует ежедневным нашим службам, нам и бояться нечего», — писал отец Николай своему благочинному о событиях приходской жизни. Со временем служение отца Николая стало вызывать все большее уважение кронштадтских прихожан, и уже не только эстонцев, но и русских.

13 декабря 1917 года митрополит Петроградский Вениамин (Казанский) назначил отца Николая священником Андреевского собора. В 1919 году он был возведен в сан протоиерея, а в 1923-м, в связи со смертью настоятеля, назначен настоятелем Андреевского собора.

Пастырь добрый и скромный

Собор св. Андрея Первозванного. Кронштадт. Фото 1913 г.  

Первый раз отец Николай был арестован в марте 1921 года по подозрению в участии в Кронштадтском восстании, но через две недели освобожден за невозможностью найти в его деятельности состава преступления.

При попытке захвата церковной власти обновленцами протоиерей Николай показал себя активным противником этого движения, публично заявив, что они являются нарушителями церковных канонов. Когда из Петрограда приехал представитель обновленцев с предложением устроить общее собрание двадцаток и духовенства всех кронштадтских приходов, протоиерей Николай и духовенство Андреевского собора заявили, что на это собрание они не пойдут. На вопрос настоятеля Владимирской церкви, как относиться к такому собранию, протоиерей Николай ответил, что священники Андреевского собора за обновленцами не пойдут, на что тот заметил, что тогда их могут арестовать, озвучив таким образом, что инициатором обновленчества является гражданская власть. «И пусть арестовывают, у меня котомки уже готовы», — спокойно ответил на это отец Николай.

Протоиерей Николай был арестован 13 октября 1930 года. По делу было привлечено шестьдесят четыре человека, в основном знавших и почитавших отца Иоанна Кронштадтского. На все требования следователя сообщить интересующие ОГПУ сведения отец Николай ответил отказом и, когда следователь стал настаивать, заявил, что вообще отказывается давать показания.

Никогда еще в России Церковь не подвергалась столь массированной клевете, как при советской власти, когда она была объявлена антигосударственной организацией, а священники обвинялись в антигосударственной деятельности. В обвинительном заключении сотрудники ОГПУ написали: «Руководителями... центра являлись крайне монархические элементы, в прошлом ближайшие сподвижники самого Иоанна Кронштадтского, люди, которые путем открытой пропаганды вели бешеную антисоветскую агитацию с целью подрыва и свержения советской власти... Во главе этой организации стоял священник Андреевского собора Николай Симо, который при жизни Иоанна Кронштадтского вел монархическую погромную работу».

13 апреля 1931 года Коллегия ОГПУ приговорила протоиерея Николая Симо к расстрелу, он был расстрелян 18 апреля 1931 года и погребен в безвестной могиле.


Игумен Дамаскин (Орловский) — 
секретарь Синодальной комиссии по канони-зации святых, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Правосла-вной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru 

0
0
Сохранить
Поделиться: