Можно ли отказать просящему?

Вопрос читателя: 

Добрый день. Меня использует мой друг для своей выгоды. Например, он не хочет ездить на своей машине на работу, а всегда напрашивается ко мне. Дальше требует пунктуальности. Если есть возможность, просит оказать ему услугу, хотя сам легко может все сделать. В общем, я вижу, что его дружба показная, ради своей выгоды. Если ему ничего от меня не нужно, он и не общается со мной. Он не нуждается в моих услугах, ему просто так комфортней. Я могу ему отказать, просто меня останавливают слова в Библии «просящему дай». Подскажите, как быть.

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов: 

Добрый день! Давайте обратимся к толкованиям этой цитаты из Евангелия.

Святитель Василий Великий: «Слова эти зовут нас к общительности и дружелюбию, к тому, что согласно с природой. Человек — существо общественное и общежительное. А при общежитии и взаимном сопребывании необходима щедрость для поддержки нуждающегося. Просящему у тебя дай. Он хочет, чтобы ты по любви в простоте своей был открыт для просящих, разумом же судил о [степени] их нужды. Из книги Деяний, [на примере] людей, искусно достигавших цели благочестия, мы учимся, каким образом можно это исполнить. Все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду (Деян 4:34, 35) Многие, выходя за грань необходимого, попрошайничают ради торгашества или распутства, посему сбор денег должны были проводить те, кому доверялась забота о бедных, дабы средства распределялись умело и рачительно, сообразно нужде каждого. И больным часто бывает потребно вино, однако не всякий способен определить, когда его надо давать, в каком количестве и какого качества. Для того, чтобы назначить вино, нужен врач. Точно так же не все могут с пользой распределять средства для помощи нуждающимся.

Щедрая благотворительность отнюдь не приносит пользу тем, кто сочиняет плаксивые песни для обмана женщин, кто выставляет телесные увечья и раны как повод для стяжательства. Потраченное на них пойдет им во зло.

Надо ничтожным даянием отражать их лай; являть же сочувствие и братолюбие должно к тем, кто научился терпеливо переносить нужду; о таковых сказано: Алкал Я, и вы дали Мне есть (Мф 25:35) и так далее и от хотящего занять у тебя не отвращайся. Последнее повеление согласуется с предыдущим. Бедняк, когда просит здесь, просит у тебя взаймы, указывая тебе на Богатого, Который на небесах отдаст тебе долг за него. Милующий бедного взаймы дает Богу. Порукой долга служит Царство Небесное. Его да сподобимся все мы милостью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому со Отцем и Духом Святым слава и держава во веки веков. Аминь».

Блаженный Иероним: »

Если мы будем понимать это, как сказанное только о милостыне, то для большинства бедняков эта заповедь неисполнима, да и для богачей, если они будут раздавать всегда, невозможно всегда делать это.

Посему впоследствии апостолам подается благо милостыни, т. е. учителям подаются заповеди, чтобы они, получив даром, даром и раздавали. Сокровище (pecunia) этого рода никогда не истощается; наоборот, чем более оно раздается, тем более оно увеличивается; и, хотя источник и орошает находящиеся около него нивы, но вода в нем никогда не иссякает».

Мне кажется, этого достаточно для понимания контекста фразы. Вам бы посоветовал поговорить с другом по поводу Вашей дружбы и ответить себе на вопрос о том, а зачем Вам такой друг? Если Вам не в тягость ему помочь, помогайте, но если Вы слишком из-за этого переживаете и нервничаете, подумайте, может быть, стоит ему отказать.

 

Храни Вас Бог!

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

На заставке фрагмент фото Timothy Valentine

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (13 votes, average: 4,85 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.