Любовь и страх

В последнее десятилетие на православных сетевых форумах то и дело вспыхивают дискуссии на тему истинности, или ложности тезиса «Бог есть любовь, и только любовь». Кто-то утверждает, что никакого правосудия в Боге нет, и быть не может, потому что правосудие противоположно любви. Кто-то напротив, утверждает, что любовь без правосудия невозможна. У каждой стороны – свои аргументы, свои ссылки на святых отцов, своя правда.

Материал по теме


осуждение

Страх высоты

"Реплики" Александра Ткаченко: "Лютый, животный, до холода в груди, до спазма под ложечкой, когда тело действует помимо мыслей, и само решает – как и что ему делать. А ведь еще пять минут назад я на этой площадке мог краковяк станцевать... И тут на память как-то сами собой пришли слова Лествичника – за что осудим другого, в то сами впадем, и иначе не бывает".

Сориентироваться в этом бесконечном споре человеку без серьезной богословской подготовки бывает очень и очень непросто. Я, например, честно пытался разобраться, но так и не понял, на чьей стороне тут истина. Зато нашел для себя объяснение, позволяющее рассматривать этот сложный вопрос в несколько ином ракурсе, без такого жесткого противопоставления позиций. Дело в том, что настойчивое желание исключить правосудность из свойств Бога, на мой взгляд, продиктовано у большинства спорящих обыкновенным страхом. Ну вот, просто – страшно думать о том, что Бог будет нас судить по делам нашим. Потому что знаем мы цену этим делам, причем, не в полной мере даже знаем. Но уж, во всяком случае, догадываемся, что хвалить нас особо не за что. И тут срабатывает своего рода психологическая защита: сознание начинает выискивать в Священном Писании, и в трудах Отцов именно те места, где речь идет только о любви Божией, и о том, что любовь несовместима со справедливостью. Хочешь, или не хочешь, а думаешь так. Потому что иначе – страшно. Но разве можно бояться Того, Кто есть любовь? Значит, нужно просто взять и убрать из рассуждения правосудие Божие, оставив там одну лишь любовь. И тогда можно будет уже не бояться Бога, не бояться, что Он отправит тебя в геенну. Ведь Любовь же никого не может отправить в геенну…

Такая вот, примерно логика. В ней есть известная стройность, но есть и один очень существенный изъян. Дело в том, что страх – это проявление в живом существе инстинкта самосохранения. Если человек перестанет бояться высоты, он может начать бесстрашно прогуливаться по карнизам высотного здания. И в конце концов рухнет и разобьется об асфальт. Если перестанет бояться утонуть – заплывет в море так далеко, что на возвращение к берегу у него уже не хватить сил. Страх – благое дело, для человека отпавшего от Бога. А ведь мы в таком состоянии сейчас и находимся по преимуществу – в отпавшем. Не зря же на каждой исповеди батюшка читает над нами молитву – «…примири, и соедини его святей твоей Церкви». Так что же будет, если страх вечной погибели нас оставит, и свою духовную жизнь мы будем проводить без него? Думаю, ничего хорошего. А напоследок, хотел бы предложить слова святого Исаака Сирина о том, зачем нужен человеку страх перед правосудием Божьим, и в каком соотношении он находится с Божественной любовью:

«Как невозможно переплыть море без корабля и ладьи, так никто не может без страха достигнуть любви. Смрадное море между нами и мысленным раем можем перейти только на ладье покаяния, на которой есть гребницы страха. Но если сии гребницы страха не правят кораблём покаяния, на котором по морю мира сего приходим к Богу, то утопаем в этом смрадном море. Покаяние есть корабль, а страх – его кормчий, любовь же – божественная пристань. Поэтому страх вводит нас на корабль покаяния, перевозит по смрадному морю жизни и приводит к божественной пристани, которая есть любовь».

На заставке фрагмент фото Flickr.com/gareth1953

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (18 votes, average: 4,89 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Ольго
    Декабрь 17, 2015 18:55

    Откровенно говоря, так и не поняла почему нельзя без страха на корабле покаяния по смрадному морю жизни, да к божественной пристани, которая есть любовь приплыть. Искреннее покаяние не предполагает обязательности страха. А любовь тем более.

  • игорь
    Декабрь 17, 2015 20:21

    но ещё есть страх обидеть и огорчить а не страх накзания -так наверно

  • Дмитрий
    Декабрь 18, 2015 9:36

    Для Ольго — ну что Вы… не гордыня-ли — не бояться твари своего создателя? а ну, скажи подключенному к искусственному аппарату, что тот в любой момент может быть отключен без спорса больного? не страшно ему будет? 🙂

  • Ольго
    Декабрь 18, 2015 18:12

    Для Дмитрия
    Ну, что Вы, гордыня тут ни при чём. «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершенен в любви» (1 Посл. Св. Ап. Иоанна 4:18). Правда до совершенства в любви не дотягиваем. К земле пригвоздившись, страшно боимся потерять это бренное бытие, да тем более, внезапно. А Святые не боятся, а наоборот, «имеют желание
    разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше». Исаак Сирин — Святой. Почему же он говорит о страхе?

  • Ольго
    Декабрь 18, 2015 18:31

    Игорь, Бога обидеть и огорчить нельзя в силу абсолютного Его всеблаженства.
    Может, надо бояться несоответствия определённого замысла о нас Творца, бояться не обрести образ Божий в себе (или исказить, или не «дорасти» до него) ?

  • игорь
    Декабрь 18, 2015 19:02

    Ольго вы всё верно говорите нет спора — однако же чувство такое имеет место быть- в силу опыта своего и мне знакомых людей

  • Александр
    Декабрь 19, 2015 8:22

    Человек может погибнуть для жизни вечной. Страх этой гибели удерживает его от греха, являющегося причиной гибели.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.