Литературное Подмосковье: природная жизнь

Куда отправиться в оставшиеся дни лета?

В оставшиеся летние деньки хочется уехать за город, насладиться уходящим теплом и красотами природы. Далеко ехать необязательно — в Подмосковье много интересных мест, связанных с именами великих писателей и поэтов. Речь идет о литературных музеях и заповедниках — мы подготовили подборку о некоторых из них и сегодня представляем ее Вашему вниманию.   

Задумываемся ли мы о том, почему в большинстве классических русских романов и повестей действие чаще всего происходит за городом? Почему обязательными темами школьных сочинений остаются «влияние природы» и «пейзаж» в творчестве того или иного писателя? Отчего герои лирических стихотворений часто соотносят свои переживания с временами года, природными стихиями, восходами и закатами солнца? 

Вероятно, как бы хорошо человек ни устраивал свое городское жилье, его будет подспудно тянуть поближе к изначальному замыслу. В те места, где человеческая душа продолжает расти и укрепляться, окруженная не только рукотворными декорациями. Зримые приметы этой как идеальной, так и драматичной жизни сохраняются сегодня во многих пригородных усадьбах, связанных с великими писательскими именами. В литературных музеях и заповедниках Подмосковья. 

Напомним о некоторых из них и назовем обитателей.

Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево». 

Сергей Аксаков

Именно здесь в середине XIX века была написана одна из лучших русских семейных книг — «Детские годы Багрова-внука», в которой, говоря словами уже нашего современника, запечатлелось «то, чего в русской литературе еще не было: лад повседневности». В финале «Семейной хроники», созданной двумя годами ранее, Сергей Тимофеевич Аксаков восклицал: «Прощайте!.. Вы не великие герои, не громкие личности; в тишине и безвестности прошли вы свое земное поприще и давно, очень давно его оставили: но вы были люди, и ваша внешняя и внутренняя жизнь так же исполнена поэзии, так же любопытна и поучительна для нас…» 

Сюда в разные годы приезжали Гоголь и Тургенев, Щепкин и Хомяков, здесь писали свои картины Поленов, Суриков и Репин, тут строили по проектам Виктора Васнецова. 

Художественная жизнь в Абрамцеве продолжилась и при Савве Мамонтове, ставшем в 1870-е новым владельцем чудесного старого дома, рядом с которым позднее выросла церковь Спаса Нерукотворного Образа. 

Дом-музей. Фото Андрея Сапронова 

Моск. область, Сергиево-Посадский район, село Абрамцево. 

Тел.: 8 (496) 543-02-78.

Захарово и Большие Вязёмы. Государственный историко-литературный музей-заповедник А. С. Пушкина.

Чуть более часа автомобильной езды к западу от Москвы, в сторону Смоленской дороги. Перед нами — старый усадебный дом и парк, хранящие память о невероятных именах и событиях: от Бориса Годунова (Большие Вязёмы были его загородной резиденцией) до Наполеона и Кутузова. Строго говоря, первоначального-то деревянного годуновского дома не сохранилось, нынешний строился при потомках князей Голицыных, но пятиглавый храм — жив. 

Большим Вязёмам мы во многом обязаны появлению пушкинской «Пиковой дамы» и «Бориса Годунова». Поэт бывал здесь, ведь всего в двух километрах — родина его детства, бабушкина усадьба Захарово, где с конца прошлого века открыт музей и ежегодно проходят пушкинские праздники поэзии. 

«Две-три весны, младенцем, может быть, /
Я счастлив был, не понимая счастья…» 

Сюда поэт приезжал и накануне своей свадьбы. В Захарове чудом сохранился пруд и часть парка, восстановлен усадебный дом Марии Алексеевны Ганнибал, в котором размещен музей детства Пушкина. «…Мне видится моё селенье, / Моё Захарово; оно / С заборами к реке волнистой, / С мостом и рощею тенистой / Зерцалом вод отражено…»

Фото Stoljaroff

Моск. область, Одинцовский район, пос. Большие Вязёмы. Тел.: 8 (495) 598-24-04.

Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник А. П. Чехова «Мелихово»

Чехов прожил в Мелихове почти семь лет, едва не до самого начала двадцатого века. За эти недолгие, казалось бы, годы он не только написал тут «Чайку», «Дядю Ваню» и множество гениальных рассказов из тех, что мы изучали в школе. В этих местах он вел напряженную общественную жизнь: лечил людей, строил школы, библиотеки и мосты, прокладывал дороги, бесконечно сажал деревья. Летом 1892 года, въехав сюда во время эпидемии холеры, врач Антон Чехов обслуживал двадцать шесть деревень, четыре фабрики и монастырь. 

Гуляя сегодня по усадьбе, осматривая восстановленные дом и флигель, любуясь садом и цветами, об этой стороне жизни Чехова хочется помнить не меньше, чем о сорока произведениях, написанных в не слишком-то приспособленном для писательской жизни местечке, к тому же и «отделенном от мира».

Фото Александры Чанкиной

Моск. область, Чеховский район, с. Мелихово. Тел.: 8 (905) 781-29-10.

Переделкино. Государственный Литературный музей: мемориальный дом-музей Бориса Пастернака

Пожалуй, самое легендарное литературное место в отечественной истории двадцатого века. Если собрать все книги, романы, повести, рассказы и стихи, написанные здесь и навеянные окрестностями — выйдет целая библиотека. Литературный городок образовался рядом с деревней Переделки в середине 1930-х, но поселок помнит и времена древней России. Полуразрушенная ныне усадьба писателя Юрия Самарина осталась, например, в стихах Бориса Пастернака: «Парк преданьями состарен. / Здесь стоял Наполеон, / И славянофил Самарин / Послужил и погребен».

…Самарин погребен все-таки не здесь, а вот дача самого Бориса Пастернака стала не только мемориальным музеем, но и постоянным местом паломничества ценителей русской поэзии. В этом доме создавался роман «Доктор Живаго», в Переделкино пришла весть о Нобелевской премии. Именно отсюда после гражданской казни, устроенной властями, после насильственной разлуки с читателями и скоротечной болезни гроб с телом поэта вынесли в последнюю дорогу. 

В далеком 1960 году и представить было нельзя, что пройдет чуть больше трех десятилетий, и на даче торжественно откроют мемориальный музей. 

Как и в случае с дачей Корнея Чуковского, здесь сохранена подлинная, прижизненная обстановка. В его кабинете каждый день звучат стихи, и чаще других те, что он писал именно в Переделкине, окруженный чудотворной подмосковной природой. 

«Где я обрывки этих речей / Слышал уж как-то порой прошлогодней? / Ах, это сызнова, верно, сегодня / Вышел из рощи ночью ручей…»

Моск. область, Ленинский район, ул. Павленко, 3. Тел.: 8 (495) 934-51-75.

Переделкино. Государственный Литературный музей: дом-музей Корнея Чуковского

…Догадаться о том, на какой именно переделкинской улице стоит дом-музей Корнея Чуковского, автора волшебных детских поэм «Айболит» и «Мойдодыр», литературоведа и переводчика — несложно. Как услышите шумные детские голоса, знайте, дом — там. 

«Я живу на даче в Переделкине, это недалеко от Москвы…», — писал Корней Иванович в своей последней сказке «Приключения Бибигона».
В течение четверти века дом был самодеятельным, неофициальным музеем, спасенным для читателей дочерью Корнея Чуковского — писательницей Лидией Корнеевной Чуковской. Одно время тут жил и работал Солженицын. Бывали Ахматова и Паустовский, Зощенко и Заболоцкий, многие-многие другие. Целая эпоха.

…Сегодня по рабочим комнатам, как в зеркале, отразившим удивительную судьбу писателя-многостаночника, по дому, наполненному бесконечными книгами, картинами, игрушками и фотографиями, с утра до вечера идут экскурсии, иногда напоминающие театральные мини-спектакли. Здесь проводятся праздники, литературные вечера и выставки. А рядом — детская библиотека, которую в середине прошлого века обустроил сам Корней Иванович. С конца прошлого века, как и дом Пастернака, — дом-музей Чуковского является отделом Государственного литературного музея.

Моск. область, Ленинский район, ул. Серафимовича, 3. Тел.: 8 (495) 593-26-70.

Мы назвали только некоторые подмосковные места, примечательные своими литературными именами и музеями. Увы, не доехали до блоковского Шахматова, до карамзинского и вяземского Остафьева, до пришвинского Дунина… В том же Переделкине с недавних пор принимают посетителей дом-музей Булата Окуджавы и картинная галерея Евг. Евтушенко. Словом, список и рассказ должны быть куда длиннее. А пока давайте попробуем не забывать, что музеи живы не только своими экспонатами, но и приходящими в них людьми. То есть нами. 

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (Оцените эту статью первым!)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.