Эта книга доктора богословия, председателя Отдела внешних церковных связей Русской Православной Церкви митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева) является первой книгой из шести, образующих серию «Иисус Христос. Жизнь и учение».

Книга написана в интересном и крайне востребованном современным российским читателем жанре научно-популярной литературы, при котором систематичность и всесторонность в рассмотрении темы сочетается с доступностью формы изложения. Подобный подход доказал свою действенность благодаря появлению в последние годы ряда трудов православных авторов по богословской тематике (в том числе — и книг самого митрополита Илариона), написанных в указанном жанре. Однако в области библейских исследований таких произведений, принадлежащих перу православных исследователей, практически не было, и читателям приходилось обращаться к устаревшей на сегодняшний день литературе — причем сюда следует отнести не только работы дореволюционного профессора А. П. Лопухина, но также и более близкого нам по времени протоиерея Александра Меня. Тем читателям, которые желали в доступной форме ознакомиться с современными библейским исследованиями, не оставалось ничего иного, как обращаться к переводным произведениям западных авторов, чьи богословские и методологические предпосылки нередко отличаются от позиции Церкви, что автоматически заставляет с осторожностью от-носиться и к результатам их исследований.

Книга митрополита Илариона (Алфеева) не только восполнила эту лакуну, но и задала высокую планку для тех авторов, которые пожелают впоследствии трудиться на поле православной научно-популярной библеистики. Важнейшее достоинство но-вой книги — ее универсальность. Популярная форма изложения не стала для автора препятствием к тому, чтобы основательно рассмотреть широкий круг вопросов, связанных с евангельской тематикой. Книга содержит богатый иллюстративный материал как в прямом смысле — огромное количество интересных фотографий и рисунков, так и в литературном — многочисленные яркие цитаты из художественной и исторической литературы, что делает ее привлекательной и доступной.
Книга является первой в серии произведений, посвященных Иисусу Христу, по-этому в начале автор подробно излагает ряд предварительных сведений — о библейских исследованиях как таковых, о проблеме историчности Христа, о контексте эпохи, об источниках евангельского повествования и о способах их интерпретации. Приступающий к изучению Писания во многом подобен путнику, вступающему в новый, неизведанный мир, изобилующий непроходимыми лесами, бурными реками и знойными пустынями. Чтобы путешествие в библейскую страну стало плодотворным и интересным, автор книги заботливо экипирует своего читателя всем необходимым оснащением библеиста и грамотно «ориентирует на местности» современных библейских исследований, позволяя избежать тайных ловушек и коварных расщелин скептического подхода, начертав на карте надежный путь — православную методологию изучения Библии.

Эта методология представляет собой синтез святоотеческой экзегетики и достижений современной библеистики и была выработана русской православной библейской наукой на протяжении последних десятилетий (первые шаги в этом направлении принадлежат дореволюционным ученым). Важным этапом на этом пути стала Международная научно-богословская конференция «Современная библеистика и Предание Церкви», проходившая в Общецерковной докторантуре и аспирантуре с 26 по 28 ноября 2013 г. с участием Патриарха Кирилла. Отдельные опыты применения данной методологии представлены в статьях и монографиях современных церковных исследователей Священного Писания, но в объеме, охватывающем последовательно весь евангельский материал, такой подход впервые реализован только в новой книге митрополита Илариона.

Особого внимания заслуживает заявление автора о необходимости «демифологизации» новозаветной библейской науки. Он указывает на то, что ученые, критиковавшие церковное толкование Нового Завета, ставили своей задачей освобождение библейской интерпретации от «наслоений церковного догматизма», однако их последователи возвели многие из их гипотез и предположений в ранг неоспоримых утверждений — тем самым была создана новая, нецерковная догматика в области библеистики (с. 115-116). Для дальнейших плодотворных исследований необходима «демифологизация» ряда современных направлений новозаветной науки (с. 123). Свои мысли автор подкрепляет рядом блестящих доказательств и убедительных примеров на более чем десяти страницах. Подобного рода вывод — продолжение в современных условиях на новом уровне нашей традиции, связанной с профессором, выдающимся специалистом по Новому Завету Н. Н. Глубоковским, также подчеркивавшим важность «отправных точек» (по его выражению) при толковании Библии.

Во второй части книги митрополит Иларион переходит к рассмотрению событий и лиц новозаветной истории, излагая их в неразрывной связи с богословием и про-рочествами Ветхого Завета как в свете святоотеческой традиции, так и с учетом со-временных исследований. В центре повествования — Личность Спасителя, которой автор уделяет особое внимание, в том числе излагает особенности Его жизни как Человека (внешность, рацион, черты характера, особенности речи и др.) во время Его общественного служения.
В этой второй части, во многом представляющей собой толкование евангельских текстов, автор выступает как самобытный писатель, не позволяющий основной канве повествования затеряться в обилии различных исторических и филологических сведений. Этим обусловлена и избирательность автора в толковании: если интерпретация отрывка допускает несколько вариантов (что, как правило, имело место уже в традиции древней Церкви), автор останавливается и подробно освещает толь-ко тот вариант, который отвечает логике его богословских рассуждений и оправдан жанром и задачами книги.

Написанная на высоком научном и содержательном уровне, книга отличается четкой и продуманной структурой, великолепно демонстрирует логические связи излагаемых тем в различных срезах (историческом, филологическом и богословском) при сохранении доступного и понятного стиля изложения. Можно утверждать, что данный труд является несомненным прорывом в русской библеистике. По этой причине книга митрополита Илариона будет интересна самому широкому кругу образованных и мыслящих лиц. Ответы на свои вопросы, связанные с Евангелиями, в ней найдут как только приходящие к вере, ищущие истину и смысл жизни люди, так и те верующие, кто разделяет церковное учение и желает лучше понять для себя его источник — Священное Писание. Наряду с этим обилие фактического материала и многочисленные библейские и богословские экскурсы позволяют использовать материал книги при преподавании Нового Завета в духовных академиях и семинариях, а также на гуманитарных факультетах светских вузов.

Читайте также другие публикации о Евангелии

0
0
Сохранить
Поделиться: