В первой статье мы говорили об истории Иуды. Но остаётся и другой вопрос. Мог ли Христос спасти человечество без предательства Иуды? Зачем Бог терпел возле Себя предателя? Можно ли считать Иуду жертвой обстоятельств или романтическим героем? На эти вопросы отвечает Александр Ткаченко
Двойственность евангельского образа Иуды очевидна. С одной стороны — это вор и предатель, которого любовь к деньгам привела к страшному преступлению. С другой — это несчастный человек, быть может — самый несчастный за всю историю человечества, которому, по слову Спасителя, лучше было бы не родиться. Ученик, предавший своего Учителя на мучительную смерть и повесившийся от ужаса перед содеянным, — фигура, безусловно, трагичная. А любому нормальному человеку свойственно сострадание даже к преступникам, терпящим наказание. Видимо, из этого нормального человеческого чувства и рождаются разнообразные попытки «оправдания» Иуды.
В истории культуры их было довольно много, но суть таких попыток всегда сводилась к достаточно простому рассуждению: если Христос с самого начала знал, что Иуда предаст Его и затем повесится, то почему же Он все-таки избрал будущего предателя и самоубийцу в число апостолов? Не лучше ли было оставить его в покое, чтобы он спокойно прожил жизнь простого иудейского обывателя, не погубив душу предательством, и не вошел в историю человечества как самый презираемый ее персонаж? Видимо, Иуда был избран, чтобы стать слепым орудием Божьей воли, поскольку в деле Искупления нужен был и тот, кто предаст Христа на Распятие.
Эта нехитрая логика вот уже много столетий приходит на ум самым разным людям, поверхностно знакомым с евангельским текстом и церковным Преданием. И, наверное, не было бы в ней особой беды, если бы она с необходимостью не требовала от человека следующего шага в этом рассуждении: оправдывая таким образом Иуду, человек неизбежно будет вынужден обвинить Христа в его гибели.
Однако такие рассуждения, как уже было сказано, целиком являются результатом поверхностного прочтения Священного Писания. Достаточно прочесть Евангелие с должным вниманием, и сразу же станет очевидным — для совершения Своего Искупительного подвига Христос вовсе не нуждался в столь сомнительном орудии, как предатель. В самом деле, можно ли было тайком предать Того, Который знал об этом задолго до случившейся измены? Можно ли было с помощью вооруженной толпы схватить Того, Кто всего лишь одним словом мог остановить бушующий шторм и воскресить уже начавшего смердеть мертвеца? Христос — воплотившийся Бог, могущество Которого безгранично, и никакие человеческие усилия, интриги, козни не смогли бы нанести ему и малейшего вреда. Поэтому оказаться арестованным, избитым, униженным и распятым Христос мог лишь при единственном условии — если Он Сам решит предать Себя в руки людей-грешников. Именно об этом пишет святитель Иоанн Златоуст, разъясняя события той страшной ночи, когда Христос был схвачен храмовой стражей:
«Чтобы показать, что Он предан по Своей воле, послушай, что делает Он. В самый момент предательства, когда к Нему подошли вооруженные мечами и дреколием с светильниками и факелами, Он говорит последним: “кого ищете”? Они не знали даже, кого должны были взять. Вот насколько бессилен был Иуда предать Его: он не мог даже видеть Того, Кого намеревался предать, когда Он был тут, и это при светильниках и таком изобилии света. Что на это намекая именно, евангелист сказал, что у них были светильники и факелы и они все-таки не могли найти Его, это видно из слов: “стоял и Иуда с ними”, тот, кто сказал: “я вам предам Его”. Господь ослепил ум их, желая показать собственное могущество, и чтоб они сознали, что предпринимают невозможное дело. Потому, услышав Его голос, они отступили назад и пали на землю. Видишь, как они не могли даже вынести голоса и падением ниц явно обнаружили свое бессилие? Заметь милосердие Господа. Когда и этим Господь не тронул сердца ни бесстыдного предателя, ни неблагодарных иудеев, тогда Он предает Себя и как бы так говорит: когда Я показал, что они предпринимают невозможное, Я хотел удержать их безумие; но они не хотят и упорно продолжают оставаться в нечестии. Вот, Я предаю Себя».
Итак, для совершения Искупительного подвига Христос не нуждался в предательстве Иуды. Но для чего же тогда Он призвал его на апостольское служение? Священное Писание не дает на это прямого ответа. Но по некоторым свидетельствам все же можно хотя бы попытаться выстроить некое предположение на этот счет.
Христос знает, что Иуда — потенциальный предатель, и все же берет его в Свои ученики. Христос знает, что Иуда — потенциальный вор, и все же поручает ему распоряжаться деньгами апостольской общины. Христос знает, что в Иуду войдет сатана, и все же дает ему власть над нечистыми духами, способность исцелять безнадежных больных, воскрешать мертвых. Зная, что Бог — благ, и желает всем только добра, из такого противоречивого поведения следует единственный вывод: Христос делал всё возможное, чтобы спасти Иуду от его будущих преступлений. Он окружил его самыми лучшими людьми, оказал ему максимальное доверие, наделил его духовными дарами, какие были лишь у величайших пророков. Но самое главное — Он Сам был рядом с Иудой целых три года неотлучно.
Никто из когда-либо живших на земле людей не получал большего блага, чем Иуда Искариот, избранный Богом отнюдь не для предательства и гибели, но — для проповеди Евангелия и высочайшей славы. Когда в его сердце уже созревал ужасный замысел, Христос все равно не отвернулся от него, до последнего момента стараясь уберечь Иуду от предательства, давая ему возможность отказаться от своих намерений. И даже в сам момент предательства, когда Иуда ночью привел толпу вооруженных боевиков, чтобы выдать им Учителя, Христос делает еще одну попытку пробудить в предателе совесть: Он называет Иуду — другом.
Но, к сожалению, даже Бог не может помочь тому, кто не хочет помочь себе сам. Иоанн Златоуст пишет:
«Каждый день Господь напоминал ему и делами и словами, внушая, что предатель не скрыт от Него. Не явно обличал его перед всеми, чтобы он не сделался более бесстыдным, и не молчал, чтобы тот, думая, что скрыт, не приступил к предательству без страха, но часто говорил: „один из вас предаст Меня” (Ин 13:21), — впрочем, не делая его известным. Много говорил Он и о геенне, много и о царстве, и в том и другом показывал Свою силу, и в наказании грешников и в награждении добродетельных. Но все это Иуда отверг, а Бог не влек его силой. Так как Бог создал нас господами в выборе и худых и добрых дел, и желал, чтобы мы были добрыми по своей воле, Он не принуждает и не заставляет, если мы не хотим. Потому что быть добрым по принуждению не значить быть добрым. Поэтому, так как и Иуда был господином своих помыслов, и в его власти было не повиноваться им и не склоняться к сребролюбию, то он, очевидно, сам ослепил свой ум и отказался от собственного спасения».
Иногда говорят, что, увидев в Иуде потенциального предателя, Христос мог пройти мимо и оставить его жить по собственному разумению. Да, мог. Но если Он так не сделал, значит, были к тому очень серьезные основания, о которых мы просто не знаем. Бог каждого человека ведет по жизни путем, наиболее благоприятным для его спасения. Для Иуды этот путь оказался апостольским. Возможно, ростки греха, лжи и предательства настолько прочно укоренились в его душе, что никакие другие способы исцеления на него бы уже не подействовали. И тогда Христос взял Иуду к Себе в ученики. Так, в клинике одних больных ведут просто врачи, других, более тяжелых — доктора с ученой степенью, и лишь самых тяжелых и безнадежных берется лечить главный врач больницы, профессор с мировым именем. Просто потому что, кроме него, спасти таких больных не сможет уже никто.
Иуда не был игрушкой в руках Бога, он был Его другом, учеником и любимым чадом, за которое Бог боролся до самого последнего предела. Но, отвергнув помощь Христа, Иуда стал игрушкой в руках дьявола. И погиб.
На заставке: Джотто ди Лондоне. Поцелуй Иуды. 1304-06 гг. Капелла Скровеньи.