Иона, неправильный пророк

5 октября - день памяти пророка Ионы

Пророчества Ионы, и книга с его именем очень странно смотрится среди прочих пророческих книг — в них всё наоборот. Он говорит, вслед за пророком Наумом, о погибели Ниневии, но его пророчество очень не походит на первое. Начать можно с имени пророка — оно означает «голубь», и эта птица имела особое значение еще в библейские времена (голубь с масличной веточкой в клюве, которого сегодня принято изображать как символ мира, вернулся к Ною после окончания потопа и так показал, что вода покидает сушу). Но весть, которую Иона должен был принести Ниневии, была вовсе не мирной.

Материал по теме


mastera134_g

Значение имени Иона

По происхождению имя Иона - «יוֹנָה» - древнееврейское. В переводе этого слова, которое на греческом языке пишется как «Ιωνας», есть разночтения

Иона слышит призыв Господа отправиться в Ниневию и объявить ей, что чаша Господнего терпения переполнена. Чтобы понять чувства Ионы, представим себе, что году этак в 1943-м с подобной миссией кого-нибудь отправляют в Берлин… И поэтому нет ничего удивительного, что Иона бежит от полученного задания в противоположную Ниневии сторону, на Запад, через Средиземное море в неведомый город Таршиш (скорее всего, это была финикийская колония где-то на Иберийском полуострове, самая окраина тогдашнего мира).

Но Господь насылает бурю, кораблю грозит скорая гибель… Все моряки молятся своим языческим богам и только Иона крепко спит в трюме. Не слишком-то правдоподобная версия: как уснешь в жестокий шторм, когда корабль вот-вот развалится? Может быть, это не столько физический сон, сколько духовное оцепенение: он прячется от Бога небесного, отправляется в другую страну, спускается в трюм корабля, проваливается в забытье, только бы не исполнять Его волю. Но Иону будит капитан корабля: все молятся своим богам, помолись и ты.

Молитва не помогает, буря все усиливается. Тогда моряки кидают жребий, чтобы понять, кто стал причиной бедствия. Жребий падает на Иону, он просит, чтобы его бросили в море, но они все-таки пытаются выгрести к берегу, не желая лишать жизни ни в чем перед ними не виновного человека. Но все напрасно, корабль вот-вот разобьется, и тогда они решаются исполнить просьбу Ионы. Книга здесь явно противопоставляет богобоязненность этих иноземных моряков-язычников и категорическое нежелание пророка исполнять свое предназначение.

Он оказывается в море, его глотает огромная рыба, и в ее чреве Иона проводит три дня и три ночи. Звучит этот эпизод совершенно невероятно, и многие считают, что он лишает книгу всяческого правдоподобия, но не будем пока что торопиться с выводами. Лучше вспомним, что и в Евангелии Христос говорил о «знамении Ионы пророка»: как Ионе в морскую пучину, ему предстояло спуститься в преисподнюю и на третий день подняться из нее живым и невредимым.

Только ли сроки совпадают здесь? Едва ли, особенно если учесть, что «три дня и три ночи» и «на третий день» не совсем одно и то же. Евангельское Воскресение напоминает нам и о молитве Ионы, которая тоже приведена в этой книге: это слова человека, который погиб, уничтожен и не имеет никакой надежды — но все же Господь выводит его на свет: «Ты вверг меня в глубину, в сердце вод, в сплетенье потоков; все волны Твои и валы прошли надо мной. Сказал я, что изгнан теперь с глаз Твоих прочь, но только бы снова взглянуть на храм Твоей Святой! К ноздрям подступила вода, и бездна вокруг меня, повит травою мой лоб, я сошел к основаниям гор, навеки сомкнула земля свои врата надо мной. Но Ты выводишь меня из могилы, Господи, Боже мой!»

Так оно и вышло: Иона был выброшен на сушу и отправился проповедовать в Ниневию. И тут произошло чудо еще более удивительное, чем с рыбой: «Ниневитяне, от мала до велика, поверили Богу, объявили пост и надели рубища… По всей Ниневии объявляли указ царя и его придворных, гласивший: “Пусть не вкушает ничего ни один человек и ни одно животное, ни корова, ни овца. Пусть никто ничего не ест и даже не пьет воды. Пусть люди и животные покроются рубищем, пусть изо всех сил взывают к Богу. И пусть каждый сойдет с пути зла, откажется от насилия, которое творил прежде. Может быть, переменится Бог и пожалеет нас, отвратит от нас дыхание Своего гнева, и мы не погибнем”. Бог увидел все, что они в самом деле сошли с пути зла, сжалился и не стал причинять им того несчастья, которое обещал причинить[П1] .

Казалось бы, полный триумф? Но только не для Ионы! Ведь теперь получалось, что пророчество его не сбылось! Да, Господь простил ниневитян, но сам Иона совершенно не собирался этого делать. Он сидел неподалеку от города и ждал его гибели, а к Господу на сей раз он обратил такие слова: «Потому-то я и бросился сначала бежать в Таршиш, ведь я знал: Ты Бог благой и добрый; Твой гнев медлит, а милость Твоя велика, и зла Ты людям не желаешь. А теперь молю: возьми мою жизнь, потому что смерть мне милее жизни». Милосердие Божье — повод для самого горького отчаяния, если оно направлено на людей, которые, по мнению праведника, этого совсем не заслуживают. Казалось бы, уж кто бы говорил…

И тут Господь преподал Ионе очень важный урок. Погода стояла жаркая, ждал он гибели города долго — и Господь в одну ночь произрастил некое растение, под тенью которого Иона укрылся от палящего солнца. А на следующую ночь растение погибло, и Иона, истомившись от зноя, снова стал просить себе смерти. И Господь ответил ему: «Ты жалеешь деревце, над которым не трудился и которого не растил, в одну ночь оно возникло и в одну ночь пропало. Так Я ли не пожалею Ниневию, город великий, в котором больше ста двадцати тысяч человек не отличают правой руки от левой, да и скота немало?»

Нет границ для милосердия Божьего, нет ничего невозможного для покаяния человека — задолго до Евангелия рассказала нам эта книга. И есть в ней еще одна важная деталь — это упоминание домашних животных. Они разделяют судьбу людей, которые их приручили, их постигают такие же несчастья и беды… но значит, и Господь тоже милует их, не желая погибели ни малейшему из сотворенных Им существ.

Немало споров возникает вокруг буквальной точности книги пророка Ионы. В ней есть немало чудес, которые кажутся невероятными: человек провел трое суток во чреве огромной рыбы и остался жив, а большое дерево, способное дать тень, выросло в одну ночь и на следующую ночь погибло. Разве такое бывает? Наверное, перед нами сказка, — говорят одни. Нет, отвечают им другие, это чудеса, а для чудес нет ничего невозможного. На то оно и чудо, чтобы нарушать законы природы.

Но главная проблема с этой книгой вовсе не в чудесах. Ниневия, столица ассирийской империи, никогда не каялась в совершенных злодеяниях и в результате погибла, как и описывал пророк Наум. Перед нами — своего рода альтернативная история (популярный ныне жанр), а говоря библейским языком — притча. А что было бы, если бы израильские пророки пришли в Ниневию и проповедовали бы там покаяние? А как бы они сами отнеслись к результату своей проповеди, если бы она «подействовала»?

И тогда получается, что это не история одного единственного человека, но своего рода размышление об исторических судьбах всего израильского народа, которому была открыта истина о Едином Боге. Он привык воспринимать Бога как свою защиту и был в этом прав — но этого мало. Израильтяне должны были донести весть о Боге до других народов и племен, даже если им и казалось, что те этого недостойны. Рассказывая о «неправильном» пророке, который все делал наоборот, эта книга указывает на те же идеи, что и другие пророческие книги, но делает это в яркой форме, в виде притчи.

А как же относиться к тому, что на нее ссылается Христос? Он тоже любил рассказывать притчи о сеятелях, виноградарях или рыбаках, о сорняках, монетах или зернах. Это были не истории о конкретных людях и предметах, но вечные истины, облеченные в форму притчи. Чтобы понимать Писание верно, не обязательно всегда понимать его строго буквально.

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (11 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Сергей Павлович
    Декабрь 15, 2014 2:06

    Разгадка кажущегося странным поведения пророка видится достаточно простой и вполне очевидной, но совершенно не соответствует существующим сегодня толкованиям на этот поступок Ионы. Удивительно, но большинство толкователей ошибочно приписывают Ионе немыслимое для израильского пророка поведение, а именно — преобладание его собственных политических и моральных предпочтений над волей Бога. Такие толкователи предлагают нам верить, например, в следующую несуразицу: «Не желая доставить ниневитянам, как язычникам и врагам своего отечества, помилования от Бога, Иона сел на корабль и отплыл в противоположную сторону». Очевидно, что такая трактовка наивна и весьма уязвима для критики, ибо Бог избирает себе в пророки только самых достойных из народа, а не тех, кто способен ставить свое мнение выше Его слова.
    Для отвергающих слово Бога дорога в пророки заказана. Да и не был Иона настолько наивным (как упомянутые толкователи), чтобы не понимать, что от его упрямства в истории Ниневии ничего не изменится. Никогда в среде сынов Израиля не было случая, чтобы пророк сбежал от выполнения воли Бога, ибо возможность быть Его пророком великая честь и награда для любого верующего и во все времена (Числ. 11.29 и 1Кор. 14.1) *(1). Нам же пора прекратить «бросать камни» в пророка, а постараться понять, какими истинными мотивами руководствовался поставленный на служение Иона, в момент, когда отказался повиноваться воле Бога.

    История побега Ионы.
    У Ионы, к моменту начала его истории с Ниневией, уже была репутация пророка Божьего, ведь ранее Господь Бог именно через Иону изрек слово для Иеровоама об обещании ему скорого восстановления ранее утраченных северных и восточных пределов Израиля. И то, что нам мало известно об Ионе, как пророке Бога, совершенно не значит, что он был мало известен в свое время, как в Израиле, так и за его пределами. Пророки – особые люди и их жизнь, как правило, привлекает к себе повышенное внимание окружающих. А если учесть развитые торговые связи, которые проходили через Израиль и соединяли крупнейшие торговые центры древнего мира — Ассирию и Египет, то можно предположить, что и в Ниневии были люди, которые хорошо знали Иону.
    Понятно, что Иона дорожил и совсем не хотел разрушать: ни полученную им репутацию пророка Божьего, ни тем более потерять своего Божьего избрания. Нетрудно предположить, что у Ионы были самые благочестивые планы на будущее. Как пророк он должен был понимать свою избранность и ощущал ответственность за беспрекословное соблюдение воли Бога и даже, как это свойственно многим людям, вероятно, мечтал о большем, а именно, желал достичь уровня ставших легендарными в Израиле самых знаменитых еврейских пророков ( таких как Самуил, Илия, Елисей).
    Но так как во все времена в среде народов, одновременно с пророками Бога, существуют многочисленные лжепророки, то Бог научил Свой народ их различать. «Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей » (Втор. 18:22).
    Исходя из того, что Иона заранее знал результат своей будущей проповеди, возвещающей о гибели Ниневии ( 4.2), очевидно, что именно страх перед перспективой оказаться лжепророком и остановил его от немедленного похода в Ниневию с порученной ему миссией. Можно понять Иону, ведь любой пророк на его месте был бы также разочарован и обескуражен таким результатом своей проповеди, именно поэтому, находясь в отчаянии Иона и совершил попытку скрыться от лица Господня. Из повествования 1 главы, видно, что Иона даже был готов погибнуть в море (1.12), так как позорная участь оказаться лжепророком была для него страшнее смерти *(2). Это же отчаяние Ионы позже вновь проявилось в его молитве, последовавшей за покаянием ниневитян, в которой Иона выпрашивал смерти уже лично у Господа Бога (4.3).

    Еще одна распространенная ошибка толкователей книги Ионы это утверждение, что пророк, выполняя миссию Бога, мог быть многословен и волен пускаться в разъяснительные разговоры за рамки порученной ему проповеди. Вероятно, учитывая возможность подобного поведения некоторых пророков, Бог дополнительно уточняет для них, что следует говорить (3.2) (аналогичные предостережения получал также Валаам — Чис. 22.20 и 35 ).
    Очевидно, что Иона не мог призывать к покаянию жителей Ниневии, не только потому, что такие полномочия ему не давались (3.2-4), но и потому, что он был абсолютно не заинтересован в покаянии ниневитян. Впрочем, в призыве к покаянию и не было необходимости, ибо после настойчивой и уверенной проповеди Ионы: «еще сорок дней, и Ниневия будет разрушена», в городе начались панические настроения ( а часть жителей, возможно, уже начала готовиться к бегству из города), о чем тут же было доложено царю. При этом, в любом развитом и сильном государстве (обществе) всегда присутствуют влиятельные люди, которые чутко улавливают опасную связь между сложившейся ситуацией и ее возможными последствиями. Было бы удивительно, если бы царь Ниневии, в такой нестандартной для него ситуации, тут же не собрал на совет своих самых лучших мудрецов и книжников, которые в достатке должны были быть в его распоряжении. А мудрецы и местные пророки, признав основательность причин для гнева еврейского Бога и всю серьезность опасности обещанной гибели Ниневии, предложили самый надежный способ покаяния (3.7-9).
    Не потому ли раскаявшихся ниневитян Христос приводит в пример заблудшим в своих грехах лицемерным книжникам и фарисеям ? ( Матф. 12.41). Ибо даже жители Ниневии (чужие народы, поклоняющиеся другим богам), оказавшись перед лицом смертельной опасности, самостоятельно осознали, что надежда на милость Бога (3.9) и спасение возможна лишь через раскаяние и отвращение каждым от злых дел своих.

    Если бы историю Ионы написал не он сам, а некто, кто не смог бы отразить в повествовании все важные нюансы событий, то Иона, вероятно, предстал перед нами обычным лжепророком. Но текст книги составлен таким образом, что мы не только понимаем поступки пророка и его переживания, но делаем правильные морально-религиозные выводы и не считаем Иону лжепророком*(3).
    История Ионы – выглядит для нас парадоксальной. С одной стороны, Бог предупреждает о лжепророках и дает метод их определения, а с др стороны, посылает Своего пророка проповедовать о гибели Ниневии, намереваясь спасти ее после раскаяния. Фактически Бог таким способом прекратил дальнейшую пророческую карьеру Ионы. Ведь после «промашки» с гибелью Ниневии о пророческой деятельности в Израиле, Ионе можно было забыть. Чтобы разрешить парадоксальность ситуации, можно предположить, что история была спровоцирована самим Ионой. Мы знаем принцип Бога: кому много дано, с того много и спросится. Вероятно, позже Иона смог разобраться и понять, за что Бог приготовил ему такую судьбу — стать в глазах народа ( а что еще хуже, и в глазах самого Ионы) лжепророком. Нам же остается только предполагать то, что, сохраняя Иону от некой большей беды, например, начинающейся в нем гордыни от своей избранности, Бог поступил с Ионой таким образом — отправил его в Ниневию. Такое понимание истории Ионы может быть небесполезным примером и для нас (1 Пет. 2, 9).

    Примечания:
    *(1) — Известно, что робкие попытки отказаться от выполнения почетной миссии Бога были у Моисея и Иеремии в тот момент, когда Бог впервые призывал их на служение. Но те осторожные сомнения в собственных возможностях, которые будущие пророки выражали Богу, выглядят скорее как их достоинство, но не дерзость противления.
    *(2) — Есть интересная деталь, которая говорит о спокойной и уверенной силе духа Ионы. Кто как пассажир переживал морской шторм на утлом суденышке, тот поймет, о чем речь. То, что Иона сделал – было самое верное, что может сделать человек, оказавшись на корабле в сильный шторм – спустился в трюм и лег спать. Это единственный верный способ избежать морской болезни. И то, что Иона крепко заснул, говорит не только о его мужестве и уверенности в своем предназначении, но и об имеющемся опыте морских путешествий.
    *(3) — Намного позже по времени, в книге Иеремии, Господь Бог более подробно разъясняет нам Свои мотивы разрешения ситуаций, подобных истории Ионы – (Иеремия 18.7–10)

  • Иван
    Март 19, 2015 9:55

    Из всех пророков Ветхого Завета,только двум было дано Спасителем предвещать небесными знамениями в Второе Пришествие Иисуса Христа.Пророку Даниилу и пророку Ионе.Ниневия -это не прошлое,а будущее!Ниневитяне-это весь род человеческий перед Вторым Пришествием Спасителя.Господь дал нашему будущему роду человеческому пример,как поступить нам,как была неизбежна гибель Ниневии,так неизбежен апокалипсис,но мы можем покаянием отсрочить время наступления Конца Света.Именно поэтому так необычен этот пророк Иона и такие удивительные события с ним происходили!

  • Иван
    Апрель 30, 2015 23:45

    Один из символов христианина рыба!Если ученые считают кита млекопитающим,то как символ кит самая большая рыба,т.е.символ всего Христианства.Когда Спасителя спросили об знамении Его Пришествия,то Он ответил про пророка Иону,который был во «чреве кита..»,а значит при Втором Пришествии «Сына Человеческого»будет одним из образов знамения Кит (с луной и звездами,так как Спаситель сказал,что придет как Тать ( Разбойник) ночью в единодесятом часу 23:00 !

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.