Имя Антоний: персонаж мультфильма и основатель русского монашества

Рыжий, конопатый лентяй Антошка, веселый балбес и шутник впервые появился на советских телеэкранах в 1969 году, в детском мультипликационном журнале «Веселая карусель».

«Карусель» — это серия коротких мультфильмов студии «Союзмультфильм» с задорными песнями и поучительными историями. Их придумывали пятеро молодых мультипликаторов, среди которых был автор Антошки — Леонид Носырев. Песня про Антошку Юрия Энтина очень понравилась Носыреву, и он засел думать. Конечно же рыжий, под огромным подсолнухом и обязательно лузгает семечки. Детские воспоминания всплывали из памяти художника и ложились на бумагу. Антошка с большой ложкой, расписанной под Хохлому, «родился» таким удачным, таким очаровательным озорником, что его образ перекочевал и в другие мультфильмы Носырева: «Два веселых гуся», «Рыжий, рыжий, конопатый», «Фантазеры из деревни Угоры». Он навсегда остался визитной карточкой мультипликатора.

В 70–80 годы имя Антон и уменьшительно-ласкательная форма Антошка начинает ассоциироваться именно с этим мультипликационным героем.

Более того, на 80-ые годы приходится резкий подъем интереса к этому имени. Если почти весь двадцатый век с трудом можно было найти новорожденного с именем Антон (их либо не было, либо счет велся на пальцах одной руки), то с конца 70-ых годов имя Антон начинает быть популярным.

В 1985 году оно достигает своего максимума: каждый пятидесятый новорожденный мальчик не обязательно был рыжим, но точно Антоном. Пока мы смотрели мультфильмы и помнили дразнилику — «Рыжий, Рыжий конопатый убил дедушку лопатой» — это имя было на слуху. Но времена изменились, песни забылись, а новые анимациионные образы дали повод родителям называть детей новыми модными именами. В двухтысячных годах рейтинг популярности среди населения Российской Федерации имени Антон резко упал. Сегодня в списке тридцати распространенных в России имен оно занимает лишь двадцать шестое место.

Само имя Антон, Антоний — древнее. Кто-то говорит о его греческом происхождении от глагола «αντεω», «ανταω», что значит состязаться или вступать в бой. Кто-то находит связь с существительным «ἄνθος» — цветок. Но куда более реалистичной выглядит версия о латинском происхождении имени Антон. Не случайно же по сей день в списке самых популярных итальянских имен — Антонио — занимает второе место.

Антоний (Antonius) являлось древним родовым именем, когноменом. Так же оно имело женский вариант —Антония. Традиция называть детей в честь святых укрепила позиции имени Антоний. Ведь самым известным святым, которого почитают все ветви христианской церкви, был именно Антоний Великий (251 –356 г.н.э). Тот самый, который более семидесяти лет прожил уединенно, предаваясь посту и молитве в пустынных местностях, который организовал жизнь монахов отшельников и лично выступил против арианской ереси. При императоре Юстиниане в конце VI века мощи святого Антония были перенесены в Александрию, а в VII веке — в Константинополь, где хранились вплоть до 980 года.
Вполне очевидно, что имя Антоний пришло на Русь вместе с христианизацией и было известно уже в X веке. Труднопроизносимые и заимствованные слова в языке имеют свойство видоизмениться и упрощаться. Именно так происходило и с именами, имевшими безударный суффикс. Его попросту отсекали. Так из Антония получился Антон. Другое дело, что и имя Антоний сохранилось. Оно осталось в употреблении в церковной среде. Самым известным носителем этого имени в нашей стране был «начальник всех русских монахов», основатель центра русского монашества и просвещения Киево-Печерской Лавры, преподобный Антоний Печерский. День его памяти Русская Православная Церковь чтит трижды в году 23 июля, 15 сентября и 11 октября в соборе преподобных отцов Киево-Печерскойы Лавры.

Преподобный Антоний Печерский

В миру святого Антония звали Антипа. Он родился на Черниговщине, в городе Любеч в 983 году. Чуть повзрослев, он отправился в далекое и опасное путешествие в Константинополь. Какова была причина, и что вынудило юношу оставить дом и родных не известно. Зато известно, что много странствуя, он дивился образу жизни греков. Особенно его поразил Афон, куда он добрался под конец своего путешествия. Здесь, узнав о подвиге иночества, потрясенный жизнью святых отцов, Антипа, который с ранних лет веровал во Христа, не только еще больше утвердился в своей вере, но и решил стать монахом. Историки спорят, когда и где именно он принял монашество, сходясь в одном, что было это на Афоне. В каком именно монастыре доподлинно неизвестно. Но большинство придерживается мнения, что Антипа принял монашество с именем Антоний (в честь преподобного Антония Великого) в монастыре Эсфигмен. По другой версии, в древнерусской обители Ксилургу, основанной сразу после Крещения Руси по повелению князя Владимира. Послушный, смиренный инок очень скоро он сам стал примером благочестия. Однажды игумен обители призвал Антония и благословил вернуться на родину. «Чтобы живущие там через тебя утверждались в вере христианской», — сказал настоятель, которому было открыто, что смиренный инок Антоний станет отцом русского монашества.

Уже в 1013 году из Афона святой Антоний отправился в Киев. По дороге обратно, а шел он речным торговым путем, Антоний остановился в местности Лядово (недалеко от современного приграничного города Могилев-Подольский). Как говорит житие, он услышал «Глас небесный» и на время остался жить в небольшой пещерке на крутом берегу Днестра. Отсюда святому Антонию открывалась панорама долины, широкая река, делающий резкий поворот перед гористой кручей. Отчасти эта высота и простор, покой и тишина напоминали Антонию Афон, который он покинул не без сожаления. Он ел травы и пил воду из источника, бьющего прямо из скалы. В пещере высек келью, где подвязался в посте и молитве. Но даже в это труднодоступное место, напоминающее скорее ласточкино гнездо (келья Антония расположена на высоте ста с лишним метров над водной гладью), стекались люди. Так появился Лядовский Свято-Усекновенский скальный мужской монастырь, названный по имени первого высеченного в скале храма, освященного в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Древнейшее изображение преп. Антония и Феодосия Печерских. Свенская икона Богоматери около 1288 года.

Древнейшее изображение преп. Антония и Феодосия Печерских. Свенская икона Богоматери около 1288 года.

Спустя несколько лет, святой Антоний покинул пещеру и продолжил свой путь в Киев. Житие не говорит когда достиг святой Антоний киевских пределов. Известно лишь, что недалеко от княжеских владений в селе Берестове, на горе он выбрал себе пещеру, где и поселился. Это уединенное место вновь напомнило ему любимый Афон. Но очень скоро об отшельнике стали говорить. Молва в мгновение разнесла весть, что в пещере живет подвижник благочестия. Многие знатные люди стали приходить к нему за советами и благословением. Обращались к Антонию и киевские князья. Немало приходило к святому Антонию и тех, кто желал уподобиться его подвигу. Получая позволение, они селились рядом, выкапывая в горе себе кельи. Очень скоро это была уже целая сеть келий, соединенных между собой переходами и тоннелями. В самой большой пещере, которую монахи строили вместе, была устроена подземная церковь и трапезная. Сегодня первые появившиеся в Берестове пещеры называют Дальними, они положили начало Печерскому монастырю.

Ища уединения, святой Антоний поставил над братией настоятелем преподобного Варлаама. Сам же удалился ниже по склону, на ближайший холм. Здесь он вырыл себе новую пещеру. Антоний, будто уподобляясь образу жизни своего небесного покровителя, отшельника и пустынника Антония Великого, затворился в своей келье. Но люди шли и шли. Рядом с пещерой Антония появлялись новые. Сегодня их называют Ближние пещеры. Когда число братии достигло ста человек, а по повелению князя Изяслава игумен Варлаам перешел в Дмитриевской монастырь, встал вопрос кому руководить монахами. С согласия братии, святой Антоний благословил стать настоятелем достаточно молодого и скромного инока Феодосия. Князь Изяслав, не раз прибегавший к молитвенной помощи и советам святого Антония, активно оказывал помощь монахам. Он подарил им во владение холм, выделил немалые средства для строительства большого храма в честь Успения Пресвятой Богородицы. Территорию обнесли частоколом, стали появляться и другие, уже хозяйственные постройки. Так начиналась Киево-Печерская Лавра, вскоре ставшая духовным центром русского монашества.

В Ипатьевской летописи отношения святого Антония с князем Изяславом описываются не так радужно. Говориться, что князь был разгневан на святого Антония, ведь тот постригал в монахи в том числе приближённых князя. Именно поэтому Черниговский князь Святослав, узнав что брат притесняет подвижника, тайно забрал святого Антония из обители и поселил в своих пределах. Святой Антоний выкопал себе новую пещеру на Болдинских горах, куда вновь стали стекаться люди. Так в 1069 году появился Болдинский пещерный монастырь. Князь Святослав содействовал строительству храма (рядом с кельей преподобного Антония) в честь святого Ильи Пророка. Но уже в 1073 году святой Антоний вернулся в Киево-Печерскую обитель. Здесь он и скончался в мае 1073 года, был похоронен в пещере, где провел свои последние дни. Мощи его находятся под спудом.

Тропарь преподобных Антония и Феодосия

глас 4

Звезды мысленныя,/ просиявшия на тверди Церковней,/ иноков Российских основание,/ песньми, людие, почтим,/ радостныя похвалы сим воздающе,/ радуйтеся, преблаженнии отцы, Антоние со Феодосием богомудрым,// присно молящиися о возследствующих и чтущих память вашу.

Кондак преподобных Антония и Феодосия

глас 8

Двоицу великих отец и правило иноков светлое,/ умныя зари, онебесившия Российскую Церковь,/ кто по достоянию хвалами воспоет?/ Тии бо Престолу Божию предстоят./ Но яко имущии дерзновение к Святей Троице,/ Антоние преблаженне и Феодосие приснопамятне,/ молитеся о молебная вам приносящих// и любовию песньми вас ублажающих.

 

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (3 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Сергий
    Сентябрь 9, 2016 11:01

    На душе моей после прочитанного,стало легко и хорошо!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.