Если брат твой не свят

Когда в СМИ (оговорюсь, не желтых) по новому кругу поднимается волна критики в стиле «Православие нехорошо, потому что православные – такие…», горячиться и доказывать, что ты, как православный, не верблюд уже вроде бы не комильфо.

В конце концов, каждый, кто бывает на исповеди, периодически признается, что верблюд, к чему скрывать? Но много ли мы найдем в солидных изданиях статей, использующих как главный аргумент для критики – например, искусства – утверждение, что «а вот некоторые деятели искусства страдают дурновкусьем» или «заигрывают с властью». Да, деятелю достанется, но это же не ниспровергнет явления, к которому он в какой-то мере причастен. Но о вере и Церкви пишут именно в такой манере, да и не только пишут. В частных беседах тоже объясняют нежелание идти в храм тем, что, как в песне поется, «курят дьяки ладан», а самые беспокойные соседи в подъезде – это верующие.

Если не спешить оправдываться или обвинять критика в лукавых отговорках (пускай они и имеют место), можно подумать, а почему формирование отношения к Церкви на основе такого критерия распространено и совершенно не считается логической подменой?

Теоретическая основа возможности судить о Церкви по ее отдельным членам определяется, видимо, спецификой гуманистического взгляда на человека.

Гуманизм в глубине души уверен: чтобы «стать хорошим» человек просто должен иметь правильные идеалы и объекты любви, а плохие – это те, кого не тому научили.

При таком рассуждении, действительно, нетрудно согласиться, что если некий православный прихожанин не свят – значит, вера его учит не тому. Знаете истину? Так следуйте ей! Любите Бога? Так выходит, ваше поведение для вашего Бога нормально?! 

Но если я знаю, например, где и как нужно переходить дорогу, неужели я всегда веду себя как идеальный пешеход? Когда нет, проезжающие водители выражают с разной степенью цензурности именно то, что я – плохой пешеход, а не то, что ПДД надо переписывать. А если я, например, люблю мужа – неужели я прямо-таки никогда и ничем его сознательно не обижу? Если я чем оскорбила Бога, стоит ли делать вывод о том, что Его нет, особенно если меня на месте громом и молнией не поразило? В конце концов, даже муж чаще всего – преспокойно прощает.

К тому же

Если брат твой не свят

НЕ СТОИТ ПЕРЕОЦЕНИВАТЬ МЕРУ ОСВЕДОМЛЕННОСТИ ПРИХОЖАН ОБ ИСТИНАХ ПРАВОСЛАВИЯ. ЭТО ВЕДЬ НЕ РУКОТВОРНАЯ РЕЛИГИЯ, КОТОРУЮ МОЖНО «С ХОДУ» ОСВОИТЬ, ПРОШТУДИРОВАВ ОДНУ БРОШЮРКУ ИЛИ НЕСКОЛЬКО НОМЕРОВ ЖУРНАЛА. 

Освоить, и после четко знать: теперь я избранный и узрю мучения грешников.

Войти в реку Священного Предания лишь через книги вообще невозможно.

Нам скажут, конечно: «Что вы мудрите? Есть Евангелие, по нему и действуйте».

Однако, если не с карандашом, как граф Толстой, читать Евангелие, четкого алгоритма и тенденции из него не вычленить.

Слишком слово Божие всеохватно, и лишь годы и годы жизни в Церкви учат на опыте примирять «не мир, но меч» и «душу за други своя».

Представление о совершенстве может быть разным, но эффекта не может не быть, а иначе – «верните деньги!».

По такой логике, если в Церкви вы еще не вымолили себе святости, значит, там молитва «неэффективная», надо бы свою сочинить.

Но –

скажу ужасную крамолу: главная цель христианина все-таки не

внешнее совершенство, не «стать паинькой». Мы призваны к нему, да. «Будьте совершенны» - призывал Господь. Но не все, у кого есть, например, художественное призвание, заканчивают строгановку, кто-то и в макияже «самовыражается». Цель же наша в первую очередь – Бог и общение с Ним. Конечно, легко сказать, но на то она и цель, что можно думать и говорить о ней, еще не достигнув. А наша «хорошесть», исполнение заповедей – это только средство стать хотя бы немного подобным Тому, с Кем хотим общаться. И средством этим мы владеем не одинаково. Грубо говоря, если хулиган полюбил вдруг тихую отличницу, он для завоевания внимания и причешется, и брюки постирает, и может быть даже от брани попытается отучиться или почитает что-нибудь по истории, дабы блеснуть на уроке. А уж обернется ли это в итоге настоящим личностным ростом или скорым угасанием энтузиазма – зависит в первую очередь от него.

Бог же, в отличие от честолюбивой школьницы, готов принять любого хулигана, было бы у того хотя бы желание «причесываться». И если кто-то в церковной ограде еще «недомыт», так это не говорит о том, что по его поведению можно судить об идеалах Православия – можно судить лишь о милости Бога, исполняющего Свое обещание: «Грядущего ко Мне не иждену вон».

Фото о. Сергия Новожилова. 

0
0
Сохранить
Поделиться: