Мир, который создает художник Ольга Ионайтис в своих иллюстрациях, одновременно и волшебно-сказочен, и узнаваем. Конкретные вещи: фрагменты интерьера, одежды персонажей, порой пейзажи, национальный колорит — вполне вписываются в таинственную атмосферу сказки, и в самом, казалось бы, будничном окружении вдруг появляется таинственное существо, если и виденное когда-то, то только — в детских снах...

Ночь перед Рождеством














Н. В. Гоголь. "Ночь перед Рождеством". Изд. "Росмэн", 2010.

Большинство книжных художников наделены такой способностью — когда ты читаешь текст, как будто кино смотришь. Ты не понимаешь, что это — буквы, а видишь фильм, цветной, яркий. В моем случае — только зарисовать надо, меняя стилистику, в зависимости от автора», — рассказывает Ионайтис о том, как появляются ее работы.

Однако «только зарисовать» выливается в сложный кропотливый процесс. Начало работы над книжными иллюстрациями — это всегда тщательный поиск материала, порой — командировки к «месту действия» с фотоаппаратом, просмотры множества и множества иллюстративных материалов (альбомы по истории костюма, интерьера, быта и так далее). Если произведение связано с каким-то конкретным временем, то получается целое исследование.

«Авторский текст, к которому я делаю рисунки, для меня всегда приоритетен, — рассказывает художник. — Допустим, с тем же Гоголем — нельзя уходить в сторону, я не могу дать этот материал так, чтобы там не было аромата эпохи. Могу позволить себе лишь посмотреть со стороны на описываемое, дать его так, как мне хотелось бы, но я не имею права уйти так далеко, чтобы это был уже не Гоголь, а, к примеру, Шарль Перро.

Когда делала рисунки к «Алтайским сказкам», поставила себе задачу показать реальные места, в которых происходит нечто чудесное. Чтобы человек, неважно, взрослый или ребенок, который никогда не был на Алтае, захотел бы поехать и посмотреть собственными глазами, как это все невероятно красиво — горы, озера. А тот, кто там был, чтобы эти места узнавал, и говорил: “Ой, мамочки, как же, вроде место очень знакомо, а там такое происходит!”»

Будучи профессионалом высокого класса, Ольга Ионайтис не разучилась смотреть на мир глазами ребенка. И дети, глядя на ее иллюстрации, наверное, просто узнаю´  т вполне им знакомое. А мы, взрослые, не художники, с помощью этих иллюстраций можем взглянуть на сказку изнутри — глазами мальчиков, наблюдающих за гаданием девушек, маленькой девочки, зачарованно слушающей рассказ деда (иллюстрации к сказам Бажова), малыша, сидящего на руках у матери (иллюстрации к гоголевской «Ночи перед Рождеством»)...

 
 
Ночь перед Рождеством

Н. В. Гоголь. "Ночь перед Рождеством". Изд. "Росмэн", 2010.

«Мне кажется, что детские художники долго не взрослеют, — размышляет Ионайтис. — И это не инфантилизм. Это способность не утратить мировосприятие ребенка. Могу судить по моим друзьям, занимающимся книжной иллюстрацией — например, по художникам Максиму Митрофанову, Ирине Петелиной. Эта детскость проявляется в какой-то внутренней доброжелательности, способности очень ярко увидеть авторский текст и по-своему его интерпретировать.

Да и мне, в принципе, с детьми общаться очень легко. Гораздо легче, чем с подростками.

А вообще, мне кажется, что у всех художников детское восприятие.

Я помню, как очень давно одна пожилая художница мне сказала: “Олечка, Ольгой Ромуальдовной ты еще будешь, оставайся подольше Олечкой! Это же не возвращается. В мои 80 лет — это очевидно”».

Работы Ольги Ионайтис отличает доброта и приятие мира, пусть даже в нем существует зло. Но ведь любой ребенок знает, что зло пасует перед силой добра. И потому отрицательные персонажи в иллюстрациях художника — неприятные (как им и положено быть), но — не пугающие. Как Людоед в сказке Шарля Перро «Мальчик-с-пальчик», нечисть в повести Николая Гоголя «Ночь перед Рождеством». А в гоголевской «Майской ночи» Ионайтис придумала ведьму так, что она вроде бы и есть на странице книги, а вроде бы ее и нет, то есть у ребенка есть возможность додумать, дофантазировать…

«В детской книге, мне кажется, не должно быть зла, — объясняет Ионайтис. — Я всегда считала, что у книжного художника, особенно у детского, — максимальная степень ответственности перед читателями. Ребенка в год-два родители вряд ли поведут в музей, и мультик чаще не включат, потому что берегут его. Но книжку, самую простую, картонную, детскую ему уже дают в ручки. И от того, насколько она хороша, зависит формирование вкуса ребенка. Цветовые пристрастия, восприятие сложности окружающего мира».

Наверное, у каждого есть книга, которая пугала в детстве своими иллюстрациями. «Ужас моего детства — книжка “В стране солнечных зайчиков” Всеволода Нестайко, — вспоминает Ионайтис. — Это история про мальчика, который попадает в страну Солнечных зайчиков, встречается с врагами зайчиков — господином Мраком, и другими гадостями. Мальчик попадает в пещеру 33-х несчастий, где живут болезни. И вот эту страницу я пролистывала, потому, что было страшно видеть, как мальчик стоит, прижавшись к двери, а к нему снизу лезут болезни».

Мне кажется, иллюстрации Ольги Ионайтис не могут испугать ребенка. А вот заворожить, подобно сказочному сну, — вполне.

"Буря"

У. Шекспир. «Буря» в пересказе И. П. Токмаковой для детей. 2007 г. Не издано

Ольга Ромуальдовна Ионайтис

Родилась 1 ноября 1965 года. В 1987 году закончила Московский полиграфический институт. С 1996 года — член Московского союза художников, секция книжной графики, член Союза художников России. Оформила более 90 книг для детей и взрослых. В 2002 году награждена премией «Детской роман-газеты» за серию иллюстраций. В 2006 году получила вторую премию в конкурсе «Просвещение через книгу» в номинации «Лучший художник-иллюстратор» за книгу «Большая новогодняя книга». В том же году была приглашена с персональной выставкой на книжный фестиваль «Пражская весна» в Чехии. В 2007 году представляла выставку московских иллюстраторов в Русском центре в Варшаве. В 2008 году была участником Second Croatian Biennial of Illustration. В 2009 году после персональной выставки в Доме книги в Таллине принимала участие в TALLINN ILLUSTRATIONS TRIENNIAL. Среди книг, которые оформляла Ольга Ионайтис — «Хоббит, или Туда и обратно» Джона Рональда Руэла Толкина, «Сказы» Павла Бажова, «Вместе поиграем, вместе почитаем» Ирины Токмаковой, «Жизнь Господа нашего Иисуса Христа» Чарльза Диккенса, «Сказки» Шарля Перро, «Ночь перед Рождеством» и «Майская ночь, или утопленница» Николая Гоголя, «Вниз по волшебной реке» Эдуарда Успенского и многие другие.

Детские художники долго не взрослеют

П. Бажов. «Сказы». Изд. «Росмэн», 2009

Детские художники долго не взрослеют

«Алтайские сказки». «Издательский Дом Марджани», 2012

Детские художники долго не взрослеют

«Детская роман-газета», иллюстрация, 2010

Детские художники долго не взрослеют

«Детская роман-газета», иллюстрация, 2012

книжная иллюстрация

Ч. Диккенс. «Жизнь Господа нашего Иисуса Христа». Издательство Сретенского монастыря совместно с изд. «Махаон», 2008


Иллюстрации Ольги Ионайтис.

0
0
Сохранить
Поделиться: