Церковь и моська

245 лет назад родился Иван Андреевич Крылов

13 февраля 1769 года родился Иван Андреевич Крылов. Предлагаем читателю статью Юрия Павловича Вяземского, посвященную одной из самых известных басен. Впервые «Фома» напечатал этот текст в декабре 2012 года.

Юрий Вяземский

Специалисты по литературным текстам учат, что басня, скорее всего, возникла из
сказки. А сказка — из мифа. Поэтому если басня хорошо написана, в ней можно
разглядеть настоящие глубины. И когда в последнее время я слышу с разных
телеканалов и радиостанций, что в нашем обществе произошел раскол и что он
углубляется, я все чаще и чаще вспоминаю замечательную и очень короткую
басню Ивана Крылова «Слон и моська»:

По улицам Слона водили,
Как видно напоказ —
Известно, что Слоны в диковинку у нас…


Мне на ум приходит аналогия — может быть, смелая, но все же: Русская
Православная Церковь чем-то похожа на этого слона. Конечно, не могу сказать,
что Церковь у нас «в диковинку» — потому что существует уже две тысячи лет.
Но, как мы знаем, был период — несколько десятилетий в XX веке — когда
Церкви в нашей стране как будто не было. Попасть в храм можно было только
тайно. За это преследовали, молодых людей — в особенности. Церковь была
загнана в подворотню, почти в катакомбы. Но сейчас ситуация изменилась, и
Церковь может работать — в том числе и вполне публично. «Как видно, напоказ»
— в самом положительном смысле. Ее добрые дела привлекают все больше и
больше людей. Ее работа видна и городу, и селу, и государству, и обществу. И
тут-то как раз появляется Моська:

…Увидевши Слона, ну на него метаться,
И лаять, и визжать, и рваться,
Ну, так и лезет в драку с ним…


Честно говоря, события, которые происходят в течение последнего года, очень
напоминают мне поведение этой собачки. Ведь у Крылова великолепно
прописана ее цель и мотивация. Когда Моськи делают замечание и говорят, что
слон-то на самом деле на нее, маленькую собачку, даже внимания не обращает,
он отвечает:

…Вот то-то мне и духу придает,
Что я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки…


На мой взгляд, сегодня это просто прямая цель для очень многих. Например,
для тех хулиганок, которые проникли в Храм Христа Спасителя, и тех людей,
которые присоединяются к ним. Драки-то настоящей в общем-то и нет — зато
какая «смелость»! Какой шанс стать похожими на забияк! И вот финальный вывод
Моськи:


…Ай, Моська! знать она сильна,
Что лает на Слона!


Я совершенно не против Моськи. Я уважаю животных, очень их люблю и даже
изучаю их поведение. Есть замечательная наука этология, которая мне помогает
очень много о животных узнавать. Я люблю собак, в том числе маленьких. И
прекрасно понимаю, что Моська такая, какая есть, — по своей природе. Она не
может себя вести иначе. Такое поведение рождено комплексом неполноценности.
А как нам объясняет автор этого термина врач и психолог Альфред Адлер
— комплекс неполноценности часто перетекает в комплекс превосходства и
обратно. Эти два комплекса чередуются и взаимосвязаны. И вот оно — чувство
превосходства у Моськи: как он «сильна», как она лает, как может попасть в забияки, как может прославиться… Дескать, я сейчас полаю, а потом меня, может быть, пригласят полаять на телевидение, а потом — в Лондон, в Стокгольм, в США…

С одной стороны, глядя на Моську, становится смешно. Но с другой — ее даже
жалко. Раньше ее, очевидно, обижали. Может, даже продолжают обижать. Хозяев
она облаять не решается, они же побить могут… А тут — слон, совсем другое
дело. На него можно. Потому что настоящий слон никогда маленькую собачку
не тронет. Человек — тот может ударить. А слон — никогда не наступит, просто
пройдет мимо…
И все-таки есть одна вещь, которая меня немного огорчает в поведении нашего
слона. Еще одна героиня басни — собачка по кличке Шавка — говорит Моське про
слона:

…Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идет
Вперед
И лаю твоего совсем не примечает…


Наш слон, как мне кажется, иногда чересчур нервничает. Чересчур обращает
внимание на эту Моську и на тысячу разных других Мосек. Лично мне это кажется
лишним. Не надо. У Мосек это пройдет, они маленькие. У них, может, такая злоба
как раз оттого, что они маленькие. И настоящий слон внимания обращать не
должен. Как говорят арабы, собаки лают, а караван идет.

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (2 votes, average: 3,00 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Декабрь 7, 2012 9:52

    Конечно, аналогия есть у поведения пусек с тяфканьем моськи на слона. И в этом смысле они мало кому интересны. Но, к сожалению, Моськи — часть большой звериной охоты, в которой участвует много разных зверей, лес давно окружен шакалами, и слон, хотя и такой большой, но, уязвим, когда он один без стада, когда не хватает воды и еды… Тогда он действительно нервничает и может защищаться (на первый взгляд! или взгляд тех шакалов) через чур активно…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.