13 февраля 1769 года родился Иван Андреевич Крылов. Предлагаем читателю статью Юрия Павловича Вяземского, посвященную одной из самых известных басен. Впервые "Фома" напечатал этот текст в декабре 2012 года.

Юрий Вяземский

Специалисты по литературным текстам учат, что басня, скорее всего, возникла из
сказки. А сказка — из мифа. Поэтому если басня хорошо написана, в ней можно
разглядеть настоящие глубины. И когда в последнее время я слышу с разных
телеканалов и радиостанций, что в нашем обществе произошел раскол и что он
углубляется, я все чаще и чаще вспоминаю замечательную и очень короткую
басню Ивана Крылова «Слон и моська»:

По улицам Слона водили,
Как видно напоказ —
Известно, что Слоны в диковинку у нас…


Мне на ум приходит аналогия — может быть, смелая, но все же: Русская
Православная Церковь чем-то похожа на этого слона. Конечно, не могу сказать,
что Церковь у нас «в диковинку» — потому что существует уже две тысячи лет.
Но, как мы знаем, был период — несколько десятилетий в XX веке — когда
Церкви в нашей стране как будто не было. Попасть в храм можно было только
тайно. За это преследовали, молодых людей — в особенности. Церковь была
загнана в подворотню, почти в катакомбы. Но сейчас ситуация изменилась, и
Церковь может работать — в том числе и вполне публично. «Как видно, напоказ»
— в самом положительном смысле. Ее добрые дела привлекают все больше и
больше людей. Ее работа видна и городу, и селу, и государству, и обществу. И
тут-то как раз появляется Моська:

…Увидевши Слона, ну на него метаться,
И лаять, и визжать, и рваться,
Ну, так и лезет в драку с ним…


Честно говоря, события, которые происходят в течение последнего года, очень
напоминают мне поведение этой собачки. Ведь у Крылова великолепно
прописана ее цель и мотивация. Когда Моськи делают замечание и говорят, что
слон-то на самом деле на нее, маленькую собачку, даже внимания не обращает,
он отвечает:

…Вот то-то мне и духу придает,
Что я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки…


На мой взгляд, сегодня это просто прямая цель для очень многих. Например,
для тех хулиганок, которые проникли в Храм Христа Спасителя, и тех людей,
которые присоединяются к ним. Драки-то настоящей в общем-то и нет — зато
какая «смелость»! Какой шанс стать похожими на забияк! И вот финальный вывод
Моськи:


…Ай, Моська! знать она сильна,
Что лает на Слона!


Я совершенно не против Моськи. Я уважаю животных, очень их люблю и даже
изучаю их поведение. Есть замечательная наука этология, которая мне помогает
очень много о животных узнавать. Я люблю собак, в том числе маленьких. И
прекрасно понимаю, что Моська такая, какая есть, — по своей природе. Она не
может себя вести иначе. Такое поведение рождено комплексом неполноценности.
А как нам объясняет автор этого термина врач и психолог Альфред Адлер
— комплекс неполноценности часто перетекает в комплекс превосходства и
обратно. Эти два комплекса чередуются и взаимосвязаны. И вот оно — чувство
превосходства у Моськи: как он «сильна», как она лает, как может попасть в забияки, как может прославиться… Дескать, я сейчас полаю, а потом меня, может быть, пригласят полаять на телевидение, а потом — в Лондон, в Стокгольм, в США…

С одной стороны, глядя на Моську, становится смешно. Но с другой — ее даже
жалко. Раньше ее, очевидно, обижали. Может, даже продолжают обижать. Хозяев
она облаять не решается, они же побить могут… А тут — слон, совсем другое
дело. На него можно. Потому что настоящий слон никогда маленькую собачку
не тронет. Человек — тот может ударить. А слон — никогда не наступит, просто
пройдет мимо…
И все-таки есть одна вещь, которая меня немного огорчает в поведении нашего
слона. Еще одна героиня басни — собачка по кличке Шавка — говорит Моське про
слона:

…Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идет
Вперед
И лаю твоего совсем не примечает…


Наш слон, как мне кажется, иногда чересчур нервничает. Чересчур обращает
внимание на эту Моську и на тысячу разных других Мосек. Лично мне это кажется
лишним. Не надо. У Мосек это пройдет, они маленькие. У них, может, такая злоба
как раз оттого, что они маленькие. И настоящий слон внимания обращать не
должен. Как говорят арабы, собаки лают, а караван идет.

1
0
Сохранить
Поделиться: