Чтобы не рвалась связь между отцами и детьми

Максим Соколов про то, как вырастить образованного ребенка

У школы есть разные задачи, в идеале гармонически совмещаемые — все важно! — на практике совмещаемые так себе или даже вовсе не совмещаемые. Задачи суть:

а) сообщение детям некоторой суммы положительных знаний, позволяющих им лучше ориентироваться и действовать в окружающем их мире;

б) приведение ума в порядок — выпускник школы не обязательно будет ежеминутно извлекать квадратный корень, но само по себе познание гармонии мироздания, познание того, что природа и культура не являются бессмысленным и безобразным хаосом, но подчиняются строгим законам, — такое познание обладает несомненным воспитующим действием;

в) социализация детей (воспитание в узком смысле слова), т. е. сообщение им некоторых ценностей, безусловно принятых в обществе — с тем, чтобы они вступали в самостоятельную жизнь не как уединенные индивидуумы и не как члены дикой стаи, но как более или менее сознательные граждане;

г) содержание детей в ежедневной камере хранения — чему они учатся, не столь уж важно, чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не вешалось, а равно не болталось по улицам, в дурной кампании, занимаясь неизвестно чем.

Поскольку задачи в) и г) представляются более простыми, то и школа все более эволюционирует в эту сторону. Тем более, что социализацию можно истолковать в смысле научения детей последним достижениям передовой мысли — это значительно проще, чем сделать ребенка сознательным и ответственным гражданином своей страны. Задачу а) можно преобразовать в научение не столько полезным знаниям — какие знание полезны, какие нет, аллах его знает, сколько в умение решать викторину ЕГЭ. Тем более, что успешное освоение игры «Кто будет миллионером (resp.: успешным абитуриентом)» — кто же станет спорить, что это умение отчасти полезно. Без него и университантом не станешь, что по нынешним временам вовсе неприлично.

А что касается задачи б), т. е. миросозерцательной, научающей постижению мира — «Все премудростью Твоею сотворил еси», с нею, конечно дело швах, у нас не Царскосельский лицей, а министр Ливанов не директор лицея Малиновский. Впрочем, будем справедливы, задача это труднейшая, и прежняя школа (да хоть бы и царская гимназия) не вполне в решении ее преуспевала.

Картина того, как дети в камере хранения учатся новомодным штукам (все больше довольно глупым) и натаскиваются в решении тестов, порадовать особо не может. Но еще меньше радует одна деталь, на которую вообще мало обращают внимания. Общество более или менее гармонично развивается (хотя, конечно, конфликты всегда будут) когда между отцами и детьми сохраняется какой-то минимум взаимопонимания, невозможный без какой-то общности культурного языка. Одно дело, когда и отец, и сын имеют какое-то представление о том, что было когда-то под Бородином, кто с кем дрался в Сталинграде, что такое птица-тройка, кто такая Ярославна и зачем она плакала на стенах г. Путивля. В этом случае понимание каких-то важных вещей идет сквозь доступные цельные образы, чем оно сильно облегчается. Можно коммуницировать и без этого, вооружившись энциклопедическим словарем (вар.: википедией), чтобы растолковывать собеседнику каждое второе слово, но качество коммуникации, да и его — любимое нынче слово — эффективность будут откровенно невысокими, на уровне «твоя-моя не понимай». Что-то вроде застольной беседы с иностранцем при очень слабом взаимном знании языков.

Чтобы отцы и дети понимали друг друга, тезаурусы, т. е. сокровищницы важных смыслов, должны у них в значительной степени пересекаться, иначе выйдет не общение, а взаимное мучение к взаимному же неудовольствию.

Если школа мало заботится о погружении ребенка в национальную культурную традицию — а говорят, что мало и чем дальше, тем меньше — то заботиться должны старшие. Без такой усиленной заботы ребенок превратится в «ходячий google translate», что мало будет способствовать душевному единению с родным чадом.

Между тем хотелось бы, чтобы он мог поразиться магии гоголевского слова «Шумит-гремит конец Киева, есаул Горобець празднует свадьбу своего сына» так же, как когда-то был ею поражен ты сам. Это во всех смыслах лучше, нежели когда племя младое воспримет этот зачин как странную тарабарщину.

Рекомендация известная — «Чтобы песни им русские пели, // Чтобы сказки ночами плели, // Чтобы тихо года шелестели, // Чтобы детство забыть не могли». Трудозатратно, неудобно — а иначе не получается.

Смотрите также:

Как воспитать неудачника

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (1 votes, average: 4,00 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.