«Всякий, кто искренно захотел истины, тот уже страшно силен» - писал Федор Михайлович Достоевский в своих дневниках. Мысль эта не столь проста, как может показаться на первый взгляд. Казалось бы, ну кто не хочет истины? Разве есть на свете такой человек? Ведь истина, если говорить по-простому, не что иное, как то, что есть на самом деле. Истина – это подлинная картина мира вокруг нас. Неужели отыщутся люди, которые не желают видеть мир таким, каков он есть?

И вот тут возникает еще один вопрос: а почему вообще этого нужно желать? Ведь желает человек того, что у него отсутствует. Выходит, у нас нет подлинной картины мира? И мало того, что нет, это бы еще полбеды. Так мы в придачу еще и не хотим, оказывается, чтобы она у нас была (исключая захотевших, о которых пишет Федор Михайлович). Вот это новость!

Так, всего лишь в одной фразе, Достоевский указал на серьезнейшую проблему человечества – духовную слепоту, невосприимчивость к истине, о которой Христос говорил – «…Имея очи, не видите, имея уши, не слышите». Причину такого печального положения дел Господь также назвал – «еще ли окамененно сердце у вас?»

Оказывается, увиденное телесными очами может быть правильно осмысленно лишь при незамутненности внутреннего зрения. Всё, что мы видим, очень легко может быть истолковано нами как угодно. Десять разных людей один и тот же факт могут интерпретировать по-своему, о какой истине может идти речь вообще? Именно об этом говорил Понтий Пилат, в своем риторическом вопросе «Что есть истина?», подразумевая, что истины попросту нет, и разговор о ней не имеет смысла.

Но пятый прокуратор Иудеи ошибся. Истины нет лишь для того, кто, упорно не желает Ее видеть, даже когда Она стоит перед тобой и тебе нужно либо оправдать Ее, либо осудить на страшную смерть.

В романе Михаила Булгакова, Иешуа отвечает на вопрос Пилата так: «Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти». Несмотря на очевидную художественность этой придумки писателя, в ней есть важный момент: действительно, боль в каком-то смысле можно считать критерием истины. Ведь даже если очень сильно себя убеждать, что голова у тебя не болит, она не станет от этого болеть меньше. И говорить об относительности всего сущего человеку с больной головой уже как-то не очень хочется.

Но есть и другая боль, которая также является критерием истины для любого человека – боль, которую причиняет совесть. Головная боль Пилата – выдумка писателя. А вот о том, что Пилат не хотел смерти Иисуса, понимая, что Он осужден на казнь без вины, нам говорит уже Священное Писание. И здесь ответ на вопрос «что есть истина» может звучать вполне определенно – поступай так, как подсказывает тебе совесть, и тогда поступишь по истине. А если не можешь, то хотя бы найди в себе мужество признать, что истина есть, просто ты не смог ей соответствовать.

О том, что такое истина, читайте также в материале Правда: истина и справедливость, исполнение Божией воли

 

Ткаченко, баннер

2
0
Сохранить
Поделиться: