Что читать в наступившем месяце? В нашей постоянной рубрике мы предлагаем вам очередной книжный обзор от "Фомы".
Игумен N.
Между небом и адом. Путь Истины и путь заблуждения
М.: Даниловский благовестник, 2012 г. — 528 с.
Начало этой книги своим светлым и теплым настроем напоминает «Несвятых святых». Автор, игумен Ефрем (Виноградов-Лакербая), приводит удивительные свидетельства промысла Божия о своих созданиях. Эти свидетельства открывались автору в паломничестве на Афон, в общении с подвижниками благочестия на российских просторах. Эта часть книги пронизана ощущением радостного чуда, благой вести. Но «духовность может быть и демонической», напоминает известный пастырь и публицист. И строит дальнейшее повествование на резком контрасте. Кто такие на самом деле «баба Ванга» и новоявленный уральский «святой» Славик Чебаркульский, а также еще ряд медийных персонажей, вокруг которых не первый год кипят страсти? Откуда в современных людях, даже считающих себя православными, страх порчи, и как ему противостоять? Как относиться к распиаренной «педагогике нового человека» и к детям-индиго? Какова природа киберзависимости и пристрастия к сигаретам, алкоголю, наркотикам? Неверующему эту книгу читать, наверное, не стоит: примет за сборник фантастических страшилок. Но тот, кто твердо стоит на платформе Православия, откроет для себя много полезного и поучительного.
Наталья Богатырёва
Протоиерей Константин Островский
Приключения в египетской пустыне
Притчи в кратких пьесах
Красногорск: Успенский храм, 2011. — 94 с.
Уж кто-то, а протоиерей Константин Островский знает толк в организации детских праздников. Он их провел множество — и для собственных четверых сыновей, и для маленьких прихожан Успенского храма в Красногорске, настоятелем которого является. И как, наверное, перед любым режиссером массовых праздников, перед отцом Константином очень скоро встал вопрос: откуда брать сценарии? Готовые часто не устраивают, значит, надо сочинять самому. Так появились «притчи в кратких пьесах». Они могут оказаться полезными не только на приходах, где озабочены качеством детского досуга — их можно использовать на домашних детских праздниках и даже в школах, причем не только православных.
Пьесы основаны на сюжетах из «Пролога» и «Отечника» святителя Игнатия Брянчанинова. Отец Константин выбрал наиболее увлекательные, с напряженной фабулой и неожиданным финалом — чтобы легко было инсценировать. И переложил их в емкие, энергичные и лаконичные диалоги, в которых есть место и юмору, и поучению. Пьесы написаны с учетом психологии юных артистов и зрителей: они коротенькие, минут на десять, динамичные и запоминающиеся.
Наталья Богатырёва
Протоиерей Алексий Уминский
Тайна примирения. Книга об исповеди и покаянии
М.: Никея, 2013. — 320 с. — (Встречи с Богом)
Для чего мы ходим на исповедь? Поплакаться священнику, получить от него утешение и допуск
ко причастию — и радостно забыть об этом до следующего посещения храма? Книга протоиерея Алексея Уминского о том, как опасно превращать покаяние в «таинство многоразового использования», в часть жизненного распорядка, вроде чистки зубов. Покаяние, говорит автор, — это второе крещение. Ведь если человек глубоко переживает свои грехи, он рождается заново, становится лучше — и ближе к бессмертию.
Что такое исповедь и как менялись ее формы на протяжении веков? Какое значение имеет для покаяния личность священника? Надо ли писать грехи на бумажке или лучше произносить их вслух? Что делать, если поисповедовался, но, уже идя к Чаше, вспомнил еще какой-то грех и смутился душой?
На множество вопросов — мировоззренческих и чисто практических — автор отвечает доступно и доброжелательно, с запоминающимися примерами и ненавязчивыми цитатами из Священного Писания и святых отцов. Господь принимает нас, если видит искреннее покаяние и решимость бороться с грехом. Настройка души на созвучие с Божественной волей не происходит быстро. Это труд, который может длиться годами. Иногда — всю жизнь. Потому что «праведность — это результат долгого нелегкого пути, пути духовного преображения».
Наталья Богатырева
Мария Агапова
Метрольцы
Художник Антонина Иванова
М.: Издательский дом «Фома», 2013. — 96 с.
Несколько лет назад первые главы книги выходили в проекте «Настя и Никита» в формате тонкой книги и так полюбились маленьким читателям, что издательство решило выпустить полную версию увлекательной истории про метрольцев. Дети просто обожают эту книгу! Метрольцы — маленькие человечки, добрый и трудолюбивый народец, обитающий в темных лабиринтах метро. Ночью они выходят с фонариками и убирают, чистят, ремонтируют станции, пути и вагоны. Но делают это так, чтобы никто из людей их не видел.
В основе сказочного повествования — две тесно связанные истории. Одна — о метрольском малыше Юньке, убежавшем из метро в город и пережившем там множество увлекательных приключений. Вторая — про любопытного мальчика Костю, который пустился путешествовать под землей, обнаружил подземный город метрольцев и натворил там немало бед. Но прежде всего эта книга — о доброте, доверии, взаимовыручке и верности своему слову.
Ольга Гурболикова
Дмитрий Володихин
Царь Федор Алексеевич, или Бедный отрок
М.: «Молодая гвардия», 2013. — 266 с. (серия «Жизнь замечательных людей»)
В некоторых из своих книг историк и писатель Дмитрий Володихин словно бы сосредотачивается на восстановлении исторической справедливости по отношению к правителям, неверно или несправедливо оцененным потомками. В изданной в 2011 году книге «Царь Федор Иванович» он «реабилитирует» этого государя, разрушая миф о «слабоумном на троне». В своем новом произведении биограф похоже поступает с образом царя Федора Алексеевича, которого в обычном восприятии истории невольно заслоняют его отец — царь Алексей Михайлович — и его
брат — император Петр Алексеевич.
Хотя в этот раз задача Володихина была не в пример труднее. Прежде всего потому, что царствовал старший сын Алексея Михайловича всего шесть лет.
Тем не менее автор книги с поставленной задачей виртуозно справился. Он скрупулезно, в строгом соответствии с источниками, прослеживает все знаковые события царствования Федора III — от отмены местничества до «хованщины», спровоцированной ранней смертью молодого государя. И основной итог царствования Федора Алексеевича согласно непредвзятому суду современного историка оказывается выигрышным: «По сложению плюсов и минусов его царствования явно выводится положительная величина изрядного размера».
В отдельных моментах короткого царствования Володихин словно пытается уловить прообразы несостоявшегося длительного правления. И хотя, конечно, общий вывод, к которому приходит в результате исследователь, в наше время не выглядит оригинальным, зато он действительно обоснован изысканиями автора: «Если бы Федор Алексеевич прожил дольше, возможно, наша страна избежала бы оглушительной, страшной, костоломной европеизации Петра Великого».
В книге «Царь Федор Алексеевич, или Бедный отрок» подкупает и творческая мане-
ра автора. Некоторое время назад историков призывали «вернуться к Геродоту». Дмитрий Володихин совершает куда более оправданное «возвращение к Карамзину». Создатель книги о Федоре Алексеевиче не позволяет себе быть холодным и беспристрастным наблюдателем, он сам переживает острые события царствования и стремится заразить своими настроениями читателя. Историк не останавливается и перед откровенно эмоциональными высказываниями, вроде «лишь каменное сердце не наполнится сочувствием
при знакомстве с этой историей». (Это было написано по поводу несчастного второго брака царя Федора Алексеевича).
А общее впечатление от книги Д. Володихина вполне однозначное — это талантливо, интересно и умело написанная биография несправедливо забытого государя.
Глеб Елисеев