Бог и ад

Александр Ткаченко нашел ответ на свой мучительный вопрос

tkachenko149-2Еще в самом начале своей жизни в Церкви я никак не мог понять в ее учении один вопрос, который потом не давал мне покоя долгие годы. Если Бог есть Любовь, то каким же образом получается, что грешники после смерти так страшно мучаются в аду? Лубочные картинки с чертями, которые жарят людей на сковородках, варят в котлах, и подевают на вилы, я как-то внутренне не принимал: понятно ведь, что это всего лишь аллегорическое изображение ада. Но от признания адских сковородок аллегорией, сам факт мучений попавших в ад несчастных людей не становился понятнее. Писание говорит, что Бог есть Любовь? Значит, Он любит всех-всех-всех на свете, включая грешников в аду. Иначе, что же это за любовь – одних любить, а других не очень? Но с другой стороны – как же можно допускать, чтобы тот, кого любишь – страдал и мучился, причем – так страшно?

Такой вот вопрос… В церковной литературе, которая была мне тогда доступна, ответа я не находил: на дворе стояли девяностые, книжек в Церкви издавалось мало, большей частью они были составлены в стиле «Что посоветуете, батюшка?» А если и находились в них ответы, то какие-то холодные, юридические, не дающие пищи сердцу. Ну, вот допустим, прочитал я где-то, что, мол, «люди согрешили против Бога, а так как Бог является бесконечным и вечным, то и наказание должно быть бесконечным и вечным». Или, что «Ад – это место, где исполняются требования справедливости святого и праведного Бога, приносится удовлетворение божественному правосудию». Да помилуйте, где ж здесь любовь-то? Что за «справедливость» и «правосудие» может быть в отношении тех, кого любишь? Ведь любовь как раз и есть высшая форма несправедливости и предвзятого отношения к человеку, когда любишь его, несмотря на все его недостатки.

В общем, такие ответы меня никак не устраивали. Я не спорил с ними даже в душе. Просто откладывал их вместе с мучившим меня вопросом на самую дальнюю полку своего сознания, и ждал, когда Господь неведомыми мне путями откроет то, что я так хотел понять. И вот, наконец, я прочитал у одного из святых отцов слова, которые, хотя и не объяснили этот сложный вопрос полностью, но, по крайней мере, внесли в него какую-то ясность. Вот что пишет преподобный Иоанн Дамаскин:

«Бог и диаволу всегда предоставляет блага, но тот не хочет принять. И в будущем веке Бог всем дает блага – ибо Он есть источник благ, на всех изливающий благость, каждый же причащается ко благу, насколько сам приуготовил себя воспринимающим. Посему здесь, имея влечение к иным вещам и достигая их, мы хоть как-то наслаждаемся, а там, когда Бог будет все и во всем (1 Кор. 15, 28), и не будет ни еды, ни пития, ни какого-либо плотского наслаждения, ни  несправедливости, те, кто уже не имеет обычных удовольствий, но и к тем, что от Бога, уже не восприимчивы, мучаются неизбывно, не потому, что Бог сотворил наказание, но потому, что мы сами устроили себе наказание, так как и смерть Бог не сотворил, но мы сами навлекли ее на себя».

Кто-то возможно скажет: «Ну и что? Ведь адские мучения от этого объяснения не становятся менее мучительными». Все так, конечно. Но для меня этот вопрос был болезненным несколько по иной причине. Ведь если это Бог мучает людей в аду, ну, или хотя бы оставляет их без Своего участия и внимания в этих мучениях, то,… как жить тогда, имея над собою такого Бога? При подобном понимании, вся проповедь апостолов о Боге-Любви превращалась для меня в пустой звук, противоречивый набор благих словосочетаний, описывающих непонятно что.

А вот если, по слову Иоанна Дамаскина Бог дает блага всем, даже грешникам, даже дьяволу, а те не желают их принять… Тут проблема переходит уже совсем в другую плоскость: «…каждый же причащается ко благу, насколько сам приуготовил себя воспринимающим». Не научился в земной жизни радоваться тому, что дает тебе Бог – значит, будешь мучиться после смерти от отсутствия удовольствий, которые не от Бога. Более-менее понятно, хотя и не до конца, конечно… Есть и к такой картине ада вопросы. Но пускай они себе пока и лежат, там, на дальней полке. А я, вместо поиска ответов на них, лучше буду готовить себя к восприятию благ, которые Божия Любовь изливает на всех нас и в этом веке, и в будущем. Надеюсь, время для этого у меня еще осталось.

На анонсе Страшный суд. Мозаика собора в Торчелло, Италия, XII в

 

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (23 votes, average: 4,83 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Ольго
    Сентябрь 10, 2015 19:17

    🙂

  • Александр
    Сентябрь 11, 2015 19:38

    Я думаю, что одни искали делать добрые дела, а другие не хотели делать их, и, при этом, мешали первым совершать оные. И, хотя, Бог всем подает благодать, — но только на добро; и в бесконечности первые будут вместе пребывать в любви, которую уже явили при жизни, а вторые будут, как не умеющие делать ничего другого, мучить друг друга, потому что некого больше мучить.

  • Евгений
    Сентябрь 12, 2015 0:08

    «Бог мучает людей в аду» Необманывайтесь, Бог поругаем не бывает.Что посеет человек,то и пожнёт. Бог создал человека со свободной волей.Это великий дар.Человек сам выбирает направление своего движения: или вверх стремиться,или вниз. Какая бы это была любовь,если бы Бог каждого человека привлекал к Себе,даже против воли самого человека? …»как жить, тогда имея над собой такого Бога?» Жить не тужить.Никого не осуждать.Некому не досаждать.И всем моё почтение.

  • Ксения
    Февраль 15, 2016 9:24

    Да, так вопросов не убавляется.
    Например: утверждение, что мы должны приготовить,приучить себя к неким будущим благам и отучить от радостей земных. Во-первых, это значит, что в Боге нет бесконечной радости, что есть нечто хорошее, что не божье. Ведь, если разобраться, в земных радостях мы не можем отделить похотей, лишнего, временного, сугубо телесного и тех же проявлений гармонии, красоты, творчества и совершенства. Чем идеально подобранные специи или гениально составленные духи хуже, чем музыка Баха? Они так же совершенны.
    И во-вторых, если мы должны всю жизнь в муках готовить себя к раю — чтож за рай такой? Такой нечеловеческий, не для нас созданный, где мы чужие, неподходящие?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.