Благовещение: рассказывает священник Сергий Круглов

 

Приближается праздник Благовещения, его отмечают 7 апреля.

О том, какие традиции с ним связаны и о каких событиях идет речь, нам расскажет священник Сергий Круглов.

— Давайте начнем разговор с традиций. Знаю, что в Благовещение принято выпускать в небо птиц. А почему? Откуда это вдруг взялось?

s.kruglov_s— Это народная традиция, которая имеет глубокие корни именно в церковности, в христианстве. Мы с вами знаем, что народная традиция и православная традиция – это далеко не одно и то же. Но Церковь когда-то на Руси, так же, как и во многих странах, поступила мудро. Народный обычай она воцерковила. Потому что все то хорошее, что в мире есть, — оно же все от Бога. И вот традиция отпускать птиц – это значит даровать им свободу. Как поет в эти дни Церковь, «днесь спасения нашего главизна». То есть это начало нашего спасения. И вот в знак этого издавна принято на Руси в этот весенний день отпускать птиц. Как мы знаем по воспоминаниям людей дореволюционных – того же Шмелева все читали, – люди даже специально покупали на базаре птиц в клетках, которых предполагалось в эти дни выпускать. Обычай этот очень красивый, символичный, он содержит в себе глубокий смысл. И конечно, в народе он очень любим.

— А когда о Благовещении говорят как о празднике начала нашего спасения – что имеется в виду? Что такое принципиально изменилось в мире в результате этого события?

— Все мы понимаем одну простую вещь: на небо назад не запрыгнуть. Из рода в род, из поколения в поколение накапливаются те изменения, которые в нашу жизнь принес грех. Это та деградация, которая происходила в мире с самых первых времен с момента грехопадения. Что же делать человеку? Он мучается, понимает весь трагизм своей жизни. Поэтому Бог, любящий Отец, приходит на выручку Своему ребенку. Он приходит в мир, и тем самым путем, которым приходит человек – через рождение. Это величайшее чудо на свете. Потому что человек волей-неволей рождается на свет. Маленький ребенок кричит, когда рождается: он понимает, в какой мир попадает, но ничего сделать не может, назад дороги нет. А Бог, Который совершенно свободен, Он тем не менее «вмещает» Себя в те тесные рамки, в которых стоит человек. И вот это и есть настоящее чудо.

Но для того, чтобы прийти в этот мир… Бог не может сделать этого насильно. Человек и так скован очень многими вещами: наследственностью, природными законами. Он сам подпал под их власть, он сам не свободен во многом. А Бог хочет сделать человека свободным. Начинать свободу с насилия невозможно. Многие говорят: «Вот взял бы Бог – и спас всех людей. Он же может! Совершил бы чудо!» То есть помимо нашей воли взмахнул бы руками – и все. Но так не бывает. Бог должен спросить разрешения у человека. И вот этот праздник Благовещения, событие, о котором мы читаем в Евангелии, — это одно из главнейших событий, в котором упоминается имя Пресвятой Богородицы. Как мы знаем, в Евангелии довольно мало сказано о Ней. Почти нет Ее слов. Но очень важные слова, которые прозвучали из Ее уст, Ее прямая речь, — это именно в эпизоде, говорящем о дне Благовещения.

Бог спрашивает разрешения у земной Девы, чтобы от Нее родился наконец Спаситель мира. Небеса, земля, Бог, все человечество, которое погрязло в страшных муках, в страданиях, в богоискательствах, оно строило себе пантеоны богов, надежды рушились, вокруг была смерть войны, несчастья… Все человечество, само того не зная, ждало Ее ответ.

Ангел пришел и благовестил Ей: «Вот, ты зачнешь Сына, Который будет Сыном Божиим, Спасителем мира». Но он принес это не как повеление. Он спрашивал разрешения. Она сказала: «Я раба Господня, вот Я перед вами, пусть будет Мне по Слову Божиему». И вот это смирение – не рабская покорность, которую иногда понимают под этим словом. Смирение – это глубокое понимание состояния мира, состояния самого себя и состояния Бога. Для того чтобы так ответить, нужно было находиться в настоящем общении с Богом. Нужно было не знать о Боге и иметь о Нем информацию (как мы часто называем себя верующими, потому что знаем о Боге то и то). А надо было знать Бога, в том смысле, в котором в Библии об этом говорится: познал Адам жену свою, познал человек Бога… То есть это тесный контакт любви. И мы знаем, что всю Свою жизнь Богородица провела в таком тесном контакте, воспитываясь при Иерусалимском храме. В Евангелии ничего об этом не сказано. Там не описывается ход Ее мыслей, не говорится о Ее духовном состоянии… Но по-человечески, конечно, Ей было страшно. Конечно, Она не могла понять, как это может быть. Она спросила: «Как это может быть, когда Я мужа не знаю?» — Ангел Ей объяснил, как это может быть. И Она сказала: «Да, Я люблю Бога, Я Ему доверяю полностью, пусть будет то, что Он задумал».

Мы с вами не уверены, что по-человечески Пресвятая Дева понимала весь глубокий богословский смысл этого события. Что родится Спаситель мира, Который сделает то и то. Она, как и всякий человек, была в неведении о том, что готовит завтрашний день. Но Она знала большее. Она не знала будущего, в том смысле, в котором мы пытаемся получить знания о будущем от гадалок и прорицателей. Но Она знала более важное – Она знала Бога, Она знала, что Он любит человека и что Его воля всегда направлена на спасение человека. Пусть даже эта воля непонятна, пусть даже Он творит такое, что превыше человеческого понимания. Но в конце концов это обернется ко благу и ко счастью человечества.

Благовещение — это праздник великого смирения и согласия, это праздник ответа. Есть момент тишины: неба, земли, — всего, когда все мироздание ждало ответа от простой неизвестной Девушки из какого-то провинциального иудейского городка. И Ее ответ – великое событие для Бога и для человека.

Mitrofanova МИТРОФАНОВА Алла
рубрика: Авторы » Топ авторы »
Обозреватель
УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (2 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.