Флор совершенно забытое сегодня имя. Однако еще до начала XX века оно было достаточно распространенным. В 1925 году специалисты зафиксировали максимальный всплеск интереса к этому имени. Следующие почти восемьдесят лет родители обходили вниманием имя Флор. Не исключено, что это было связанное с антирелигиозной пропагандой и гонениями на церковь. Обладателя имени Флор (а надо отметить, что святые Флор и Лавр, день памяти которых церковь вспоминает 31 августа, были одними из самых почитаемых в крестьянской среде) могло навлечь неприятности или как минимум осуждаться в условиях советской России.

Как отмечают исследователи, уже в 2000 году новорожденных снова начинают называть Флорами.
Флор происходит от латинского слова «florus», что значит «цветущий». В народе это имя было очень распространено, но в другом варианте - Фрол. От него, например, происходит популярная фамилия Фролов. Возможно, имя переиначили из-за сложного и непривычного уху сочетания согласных.

Но не только в России, в Европе это имя тоже популярно по сей день. Чаще оно употребляется в полной форме: Флориан, Флорин, Флоринду. Святые Флор и Лавр почитаются и православными и католиками. С той только разницей, что Русская Православная церковь чтит память святых мучеников 31 августа (18 августа по ст.стилю), а католики 18 августа.

Мученики Флор и Лавр

florНеизвестно, в каком именно году родились братья-близнецы Флор и Лавр. Как неизвестно и кто были их родители, чем они занимались. Вероятнее всего, они были выходцами из Константинополя. Юноши воспитывались в христианской вере и отличались благочестием. Однажды Флор и Лавр, покинув родные земли, отправились в город Ульпиана, столицу римской провинции Дардания (территория современной Сербии). Во II веке, когда и произошли описываемые события, эта область входила в крупный регион Иллирия, правителем которой был некий Ликион. Город Ульпиана, в котором оказались братья, был не только важным перевалочным пунктом на Дунае, но известен также своими серебренными рудниками. Здесь-то братья и познакомились с двумя христианами — Максимом и Проклом. Те были каменотесами и не только научили Флора и Лавра мастерству работы с камнем, но еще и укрепили в них веру в истинного Бога.

Успехи юношей в овладении искусством не остались незамеченным. Правитель соседней области пригласил их потрудиться над возведением языческого храма. Флор и Лавр взялись за работу, но все, что получали, раздавали бедным, а еще проповедовали и многих обратили в свою веру.

Как-то в их мастерской появился Анастас, сын языческого жреца Мемертина. Мальчик с интересом наблюдал за работой мастеров, но стоял к ним так близко, что случайно был ранен отлетевшим осколком камня. Жрец прибежал на крик. Увидев, что сын фактически лишился глаза, готов был на месте убить Флора и Лавра. Его остановили, объяснив, что юноши не виноваты в случившимся. Более того, Флор и Лавр пообещали, что смогут исцелить мальчика.

Взяв его в свой дом, они рассказывали Анастасу о Христе, и говорили ему, что если он уверует, то Господь вернет ему здоровье и зрение. Сами же Флор и Лавр провели ночь в непрестанной молитве. Они просили Бога, чтобы Тот помог прозреть не только глазам, но и душе мальчика.

Утром всем было явлено чудо. Мальчик видел. Вместе с отцом, потрясенным произошедшим, они уверовали в Христа.

Флор и Лавр продолжили работать над строительством храма и очень скоро завершили его. Но прежде, чем сдать работу, установили в храме крест, который освятили. Более трехсот христиан, включая исцеленного мальчика и его отца Мемертина, пришло ночью в храм, чтобы вместе помолиться. А после молитвы вместе же обвязав собственными поясами идолов, они свергли и разрушили их.

Безусловно, это событие не осталось незамеченным. Рассерженный правитель приказал схватить братьев и всех, кто участвовал с ними в молитве. Триста христиан вместе с Мемертином и его сыном были заживо сожжены. А Флор и Лавр отправлены на суд к Ликиону.

Римский наместник хотел лишь узнать подробности произошедшего. И, может быть, надеялся, что вера талантливых братьев-каменотесов — недоразумение. Но ошибся, юноши были тверды в своей вере. Негодующий Ликион велел бросить Флора и Лавра в пустую шахту и заживо засыпать землей. Много лет спустя мощи святых братьев были обретены нетленными. Торжественно они были перенесены в Константинополь, где их видели, судя по летописям, многие русские паломники и в XIII, и даже в XIV веке.

Покровители коней

На иконах Флор и Лавр часто изображались в окружении коней. Почему и когда именно святых мучеников стали почитать как покровителей лошадей, сказать сложно. На этот счет существовало как минимум три предания. По одному из них, Флор и Лавр были не каменотесами, а копали колодцы. И были заживо погребены во время работ, когда стены колодца обвалились. Много лет спустя у этого места начал бить родник. Однажды на водопой к нему пришел больной конь, который на глазах стал здороветь. Люди специально начали пригонять своих коней к роднику, когда поняли, что кони после такого водопоя и выглядят лучше и работают отменно. Решили раскопать колодец. Тут были обнаружены дивные и невредимые мощи Флора и Лавра. Якобы с тех пор мучеников стали почитать как покровителей лошадей.

По другой версии, один крестьянин как-то вышел в поле с конем, а тот во время работы упал. Хозяин жестоко хлестал скотину, требуя встать и работать. Но лошадь не поднималась. Неожиданно перед крестьянином предстали два странника, братья-близнецы, которые пожалели животное. Они упрекнули мужика за то, что сам он имеет праздничные дни, а коня заставляет работать круглый год. Сказали, мол, что каждая животина у Бога на счету и за жестокость каждому из людей предстоит держать ответ. Сами же они назвались святыми Флором и Лавром, сказали, что приставлены к лошадям как заступники. Также велели крестьянину на следующий день собрать всех в селе и вести своих коней к храму, помолиться Богу, чтобы кони их «были здоровы и к работе охотливы». Якобы с тех давних пор принято 31 августа, в день памяти святых Флора и Лавра, совершать водосвятные молебны, на которых святой водой кропили коней. В этот день лошадей не только не запрягали, но кормили лучшим овсом «в полную сыть», купали, заплетали в гривы ленты, а хвосты в косы. В некоторых районах существовали поляны, на которых специально в честь святых мучеников Флора и Лавра возводились небольшие часовни. Сюда-то народ и пригонял своих лошадей на молебен. Такие дни назывались «Фролами». Но не только кони праздновали этот день. Принято было на «фролы» убираться в доме, кроме того, к этому дню варили пиво, которое, впрочем, пили только женщины.

Наконец, согласно третьей легенде, архангел Михаил обучил братьев Флора и Лавра управлять лошадьми. И когда однажды в Новгородской области начался мор среди животных, по молитве верующих были открыты мощи святых мучеников. Мор прекратился.

В XIV веке эта история была облечена в зрительный образ, но с изменениями: обученные архангелом Михаилом, Флор и Лавр помогли найти лошадей пастуху который обратился с молитвой к святым.

Как бы то ни было, на Руси святые мученики почитались как покровители лошадей. Иконы с их изображением было принято устанавливать в конюшнях над яслями.

Тропарь мучеников Флора и Лавра

глас 4

Преудобренную и богомудрую двоицу пресветлую/ восхвалим, вернии, по достоянию,/ Флора преблаженнаго и Лавра всечестнаго./ Иже усердно Троицу несозданную ясно проповедасте всем,/ темже пострадавше до крове,/ и венцы пресветлыми увязостеся,// молитеся Христу Богу, да спасет души наша.

Кондак мучеников Флора и Лавра

глас 8

Яко благочестия мученики и страдальцы Христовы богомудрены,/ вселенная преславно почитает Флора и Лавра днесь,/ яко да улучим благодать и милость молитвами их// и избавимся бед и напастей, гнева же и скорби в День Судный.

1
0
Сохранить
Поделиться: