
Вопрос читателя:
Здравствуйте. Я парень, мне 40 лет, есть семья и двое мальчишек. Брак второй. В молодости встречался с девушкой, при расставании она мне сказала, что сделала аборт, про который я не знал и даже не догадывался. Может, и обманула. Но все-таки есть ли мой грех в этом? И вторая ситуация. Через 2 месяца после регистрации брака мне первая жена сказала, что беременна, пока я был на вахте. За день до моего возвращения она сделала аборт, сказав мне, что врачи решили, что ребенок будет больной, хотя я ее уговаривал дождаться меня и вместе сходить к врачам. Я не знаю, был ребенок мой или нет. Может, она и забеременела до свадьбы, потому что были измены. Но все-таки, если мы были в браке, как я могу искупить этот грех, даже если я в нем и виноват? Можно ли все эти грехи исповедовать и прочистить, и простит ли мне это Бог? Спасибо.
Андрей
Отвечает иерей Иоанн Загуменов:
Здравствуйте, Андрей!
Совершенно прекрасно, когда человек жаждет покаяния, очищения и прощения от Бога. Разумеется, все перечисленное Вами можно и нужно упомянуть на исповеди, поскольку Вас это тяготит. На исповеди мы как раз и упоминаем то, от чего нам тяжело – чтобы получить облегчение, вместе со священником помолившись о милости Бога к нам.
И исповедь – важное действие для внутренней гармонии и легкости на душе. Тема же искупления весьма пространна. И если говорить о ней кратко, то нужно сказать следующее – Бог искупил всех нас собственной кровью на кресте. Священномученик Ириней Лионский пишет об этом так: «Слово Божие всемогущее, но нескудное в Своем правосудии, праведно обратилось на самого отступника и искупило от него Свое достояние». То есть, Христос благодаря своей крестной жертве освобождает нас от диавола и порабощения ему. Подробнее Вы можете ознакомиться с данной темой, изучив статью «Искупление» в Православной энциклопедии (pravenc.ru).
Касательно вины. В психологии существует два варианта вины. Дисфункциональная и функциональная (с каждой из них психолог работает по-своему). Эти два типа вины разнятся ответами на два вопроса – знал ли ты о последствиях и мог ли ты поступить по-другому. В Вашем случае, если я правильно понял, речь вовсе не идет о каком-либо Вашем действии, повлекшем негативные последствия (аборт) или о ситуации, в которой перед сложным выбором оказались именно Вы. Так ли это? Ответ на этот вопрос важен, чтобы Вам (в первую очередь, для себя) понять – аборты произошли абсолютно без Вашего участия или все же это не совсем так. Судя по Вашему описанию, здесь уместен первый вариант. Чтобы убедиться в том, что именно он соответствует действительности, попытайтесь посмотреть на обе ситуации глазами тех женщин, которые делали аборт. Конечно, сам факт добрачного или просто внебрачного сожительства с женщиной - это уже грех блуда.
С вопросом, есть ли в описанных ситуациях абортов Ваш грех, Вам поможет разобраться священник при живой встрече в храме – в контексте исповеди. Если же Вы любите психологию, можете обратиться к психологу, и он поможет проработать тему вины.
Кроме того, Андрей, хочу обозначить важные отличия деструктивной вины от конструктивной (покаянной). Вторая, в отличие от первой, основана на конкретных фактах (а не на чувствах); связана с сокрушением перед Создателем (а не со страхом перед наказанием); не ставит на человеке штампа; ведет к изменению в лучшую сторону (а не к унынию); ищет и принимает прощение.
Помощи Божией Вам, Андрей!