Вопрос читателя:

Здравствуйте. Учитывая, что мы все полностью повреждены эгоизмом и делаем и добро и зло, исходя из личной выгоды, не является ли желание познать Бога личной выгодой? Или это лучшее из «зол» и единственный вариант?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Здравствуйте!

В «Сотницах о любви» — тексте христианской аскетики, в которых преподобный Максим Исповедник излагает максимально подробно (но не очень просто для неподготовленного человека), что такое любовь, как устроена духовная жизнь человека и что значит, говорят простым современным языком, быть человеком полноценным, затрагивается и вопрос об эгоизме. Позднее, основываясь на этом тексте, об этих же вопросах писали и другие церковные авторы, например, недавно мне довелось иметь дело с работами греческого архимандрита Эмилиана (Вафидиса), который разбирал как раз вопрос эгоизма.

Так вот если смотреть на этот вопрос в парадигме (в системе, в логике) нашей аскетики, нашей веры и нашего понимания человека, полнота человека реализуется в его соединении с Богом. Человек при этом не теряет свое «я», свою личность, но «я» и личность раскрываются (этот глагол важен) максимально полно и реализуются — так уж задумано по природе — именно в общении с Богом, в раскрытии навстречу Ему. Об этом же, кстати, писали многие отца Церкви, например, святитель Григорий Палама из самых известных. Этот процесс называется обожением.

«Любовь есть благое расположение души, по которому она ничего из существующего не предпочитает познанию Бога. Но в такое любительное настроение невозможно придти тому, кто имеет пристрастие к чему-либо земному», — так начинается первая сотница о любви.

Эгоизм — это то, что диаметрально противоположно раскрытию навстречу Богу, то есть максимальное замыкание, закрытие человека в себе самом, при котором человек (прежде всего внутренне) отгораживается от Бога, других людей, от мира. Ситуация, при которой он не видит никого, кроме себя, и в этой изоляции не может учитывать интересы другого человека, например. Обычно именно эту грань эгоизма и берут во внимание, когда рассуждают об этом в привычном бытовом плане: эгоист — тот, кто не думает ни о ком, кроме себя. Но корни — именно в изоляции от Бога.

Люди повреждены эгоизмом в том смысле, что после того, как Адам пошел вразрез с волей Божией, отныне в каждом человеке есть этот опыт отречения от Бога, изоляции от Творца и источника Жизни.

Мотивации делать добро у всех разные, между прочим. Кто-то делает из собственной выгоды, кто-то — по любви к другому, кто-то — по любви не просто личной, а по-христиански, понимая, что к другому человеку нужно относиться так же, как к себе.

Таким образом, стремление к Богу — это как раз преодоление эгоизма. И это не то что меньшее из зол, а самое что ни на есть настоящее добро.

С Богом!

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
0
0
Сохранить
Поделиться: