Вопрос читателя:

Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, как стоит рассуждать в вопросе зависти и жадности. Приведу пример. Два ребенка из разных семей росли в одинаковом уровне бедности, но первый ребенок в районе, где было много состоятельных людей, а второй в окружении таких же бедных. Понятно, что второму ребенку будет проще делиться чем-либо с другими детьми, отдавать лучшее, что есть, а не самое ненужное из своих вещей. А ребенку, который чувствует себя одиноким среди богатых, гораздо сложнее. Т.е. когда нам не с чем сравнивать и завидовать, не приходится и жадничать.

Есть ещё одно различие между тем,  когда одному ребенку родители дают понять (не обязательно словами), что он всегда может попросить то, что хочет, и тогда этот ребенок не тревожится, он не живёт в чувстве "нехватки". А другой ребенок при каждом редком подарке (раз в год) не знает, когда ему в следующий раз ещё что-то подарят, и потому может и жадничать.

Объясните, с точки зрения религии и в первом и во втором примере, жадность и зависть второго ребенка не оправдана неверным воспитанием или сложившимися обстоятельствами?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Здравствуйте!
Вы знаете, с точки зрения религии, нельзя рассуждать отвлеченно, мы предпочитаем говорить о конкретном опыте конкретного человека, например, Вас, ребенка, которого Вы воспитываете и так далее. Вся наша традиция, хотя и имеет представления о некоторых общих закономерностях человеческого опыта, восприятия и так далее, построена на собирании все же индивидуального опыта конкретных людей, наших святых, но и в общем тех, кто стремится жить христианской жизнью. Поэтому рассуждать мне сложно.
Все очень зависит.

Зависть - это же не о том, что у кого-то что-то лучше, чем у тебя, это о том, что человек переживает, что у него чего-то нет, и злится, что это есть у кого-то другого. И Вы знаете, можно завидовать ровеснику из такой же бедной семьи, что у него, например, мама котлетки делает, а твоя нет, что у него сестра с ним играет, а у Вас, например, сестры нет или брат дерется постоянно, и совершенно не замечать, что зато тебя отец берет на рыбалку, а у ровесника, например, папы нет или он выпивает или что-то еще, понимаете? Это все вопрос восприятия, и всех нюансов мы в абстрактном разговоре не учтем.

Насчет жадности, опять же, вопрос сложный, потому что зависит от того, как и Вы верно написали, достаточно ли всего у самого ребенка и как его учат воспринимать свое родители. Понятно, что было бы странно отдавать последние кроссовки богатому другу, которому родители купят 5 пар таких кроссовок, но если друг промочил ноги и ему не в чем дойти до дома, почему бы не одолжить? А друг их вернет потом, если он только нормальный друг. Конечно, другу богатому не будешь выносить последнюю булочку, чтобы его накормить, но если знаешь, что у него, например, диабет, а он у тебя в гостях и критически важно ему поесть, то, конечно же, надо спасать друга и накормить его. Опять же, если это и правда друг, то и он поймет, и родители его поймут весь контекст ситуации и потом будет какая-то благодарность, потому что дружба - это вообще про взаимность.

Но знаете, отдавать лучшее не всегда и нужно, и это вообще не зависит от того, каков статус того, кто рядом с тобой. Христианство - это вообще не о том, чтобы отдать последнее, мы всегда учим, что надо к любой ситуации подходить с молитвой, спокойно и с рассуждением. Даже про милостыню порой стоит подумать, а на пользу ли она пойдет, понимаете?

Конечно же, воспитание очень влияет на человека. Но смысл взросления в том, что взрослый человек может, с Божией помощью, не быть просто последователем тех стереотипов воспитания, которые в нем есть, а начать жить по-новому, так, как он считает нужным. Это совершенно потрясающая вещь, когда можно почувствовать себя свободным от груза прошлого, от всего того, что довлеет над человеком, мешая ему быть свободным в радости и любви.

А вопрос о том, условно, давать или не давать я бы рассматривал именно в контексте конкретных отношений, потому что, как Вы понимаете, есть все-таки разница, ради чего делаются подарки и кому они адресованы. И дело тут вовсе не в финансовом состоянии человека, а в тех связях, которые у него есть с другими людьми. Конечно же, такие связи легче формируются между людьми равными, вот только равенство счетов тут не первое, гораздо важнее равенство какое-то внутреннее - в интересах, ценностях, принципах. И именно поэтому есть много дружб между людьми разного достатка, если только оба участника дружбы умеют ценить именно человека, а не его счет в банке или размер "конверта" где-то в столе.
С Богом!

Фото https://ru.depositphotos.com

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
0
1
Сохранить
Поделиться: