Ситуация на Украине, обострение отношение России с западным и странами и сближение Церкви и государства – три главных фактора, влияющих на формирование имиджа Русской Православной Церкви в современном обществе. Такое мнение высказали участники социального опроса, недавно проведенного фондом «Серафима Саровского».

- Безусловно, сейчас Церковь, как и президент России, выступает флагманом в защите традиционных ценностей, как российских, так и человеческих, прежде всего, – защита семьи, борьба против ювенальной юстиции – отмечает один из участников соцопроса, представитель СМИ.

Немаловажное значение имеет и реализация церковными структурами проектов социальной направленности, и если первые три фактора формируют имидж Церкви в масштабах исключительно сегодняшней повестки дня, то регулярная помощь тем, кто в ней нуждается, способствует формированию положительной константы.

- То есть Церковь достаточно быстро подключается, пытается организовать помощь, различную - от волонтёров до психологической помощи, - люди это видят – высказывает свое мнение участник социального опроса, также представитель СМИ.

Кроме того, по мнению участников опроса, на формирование имиджа Церкви в обществе оказывают и конкретные примеры из жизни священнослужителей: как положительные, так и отрицательные.

 

Помощник главы администрации:

Здесь я думаю, что все-таки ситуация, которая происходит на Украине, показывает, что в жизни не все покупается, главным, являются не материальный достаток, а духовная составляющая, заставляющая нас задуматься над многими вещами, что мир очень хрупок, и в любое время это может закончится – благосостояние – поэтому нужно думать о духовном самосовершенствовании, о заповедях, которые нам даны свыше, и о применении и понимании к жизни для того, чтобы таких конфликтов, которые происходят на Украине, было как можно меньше. Затем я думаю, что укрепление государственной власти, авторитет власти – он тоже положительно влияет на отношение общества к Русской Православной Церкви, сама Церковь стала совершенно, за последнее время, ближе к широким слоям населения, проводя деятельность по различным направлениям. Все это вместе является тем, что положительно влияет на отношение общества к Церкви.

Если говорит о негативе, наверное, одно из главных моментов: активное внедрение информационного поля в умы и сознание молодежи, подростков – это социальные сети, которые зачастую неконтролируемые, выражения, подборка слов, и т.д. и все это – тоже, в том числе, оказывает негативное влияние и на церковь. Потому что там зарождаются какие-то дискуссии, которые могут привести к конфликтам.

Редактор журнала:

Да, есть такие процессы. Например, в связи с нынешним политическим положением (я думаю, о нем все достаточно хорошо осведомлены). Сейчас у нас есть некое противостояние с Западом по поводу моральных ценностей, в частности, потому, что сейчас развивается конфликтная ситуация на Украине, которая нам отнюдь не чужая. Развивается антагонизм на почве человеческой нравственности, когда на Западе попираются основные общечеловеческие принципы, такие как брак между мужчиной и женщиной, например, просвещение молодежи ведется в этом русле. А Россия все-таки является сдерживающим оплотом на пути этого разврата для мира. Поэтому сейчас, когда есть, можно так сказать, какой-то враг всегда наблюдается некое сплочение внутренних сил. Это у нас, действительно можно сейчас наблюдать. Люди более открыто стали относится к Церкви, потому что Церковь – это хранительница русской культуры, это не что-то стороннее для нашего государства. Само государство находит в Церкви очень весомую поддержку, опору, потому что православная церковь всегда за законную власть, какой бы она не была, в принципе.

Руководитель пресс-службы епархии

Негативное влияние, однозначно, оказывают «брожения внутри страны»: такие как оппозиционные партии, которые пытаются продвинуть западные какие-то идеалы, стандарты, которые пытаются ввести так называемую «свободу слова», чтобы можно было безнаказанно порицать церковь, оскорблять верующих – к сожалению, за несколько лет у нас уже были такие инциденты громкие – выступление панк-группы в Храме Христа Спасителя.

Руководитель сайта митрополии:

Наверное, хорошее отношение с властями, поддержка с их стороны – такой фактор есть.

Редактор светского СМИ:

Это, наверное, всякие сторонники и участники, которые хоть как-то помогают людям, социальная деятельность церкви, может быть, и дает. Но я со своей стороны, может, от моего круга зависит, я мониторю, но я не вижу с моей стороны какой-то деятельности от церкви. Вовлекаются ли люди в процесс познания, что такое православие и как его правильно понимать – я не думаю, что есть такое.

О негативном: Это отсутствие в семье духовного воспитания, которое у нас было опущено. Не то, чтобы негатив – его отсутствие, если отсутствие можно назвать негативом, то примерно я это связываю так.

Заместитель редактора журнала:

На фоне событий на Украине, если Церковь делает какие-то патриотические заявления в поддержку русского мира, русского единства, в поддержку независимости России, в поддержку... Безусловно, сейчас Церковь, как и президент России, выступает флагманом в защите традиционных ценностей, как российских, так и человеческих, прежде всего – защита семьи, борьба против ювенальной юстиции. Еще, конечно, очень не хватает здесь голоса Церкви, защита так называемых «униженных и оскорбленных», т. е. декларативная защита социально незащищенных слоев населения. Может быть, перед сильными мира сего, Древний термин печалование, напоминание о том, что в нашем государстве, обществе живут 80 % населения, которые испытывают огромные социальные трудности. Здесь голос Церкви, я знаю, патриарх регулярно высказывается на эту тему. Но все равно голос Церкви пока очень слабо слышен. И в обществе бытует стереотип, что Церковь подчиненными инструментами светской власти... И что скажут чиновники... Ну стереотипы вы сами знаете... Вот и позитивные. Патриотические – на фоне украинского безумия... И второе – все равно социальная тематика, пока только отзывается население, люди не верят уже выступлениям красивым чиновников, а церковным, я думаю, да, верят, Потому что те, кто сталкивался, знают, что Церковь ведет бескорыстную работу. Потому что, если какой-то фонд, банк... Мы все сталкивались. И светские журналисты и знаем, как работали многие и фонды – помощь деткам, онкологическим больным, а на деле это сводится к каким-то тусовкам, в кабаке, где призывают разных звезд шоу-бизнеса, потом трех бедных детей-инвалидов привезут, кучу журналистов нагонят и сделают репортаж, вот как мы помогаем детям. Это все самопиар. И люди сколько-нибудь знакомые с этой тематикой, у них это вызывает отвращение и раздражение. Церковь, к счастью, пока в такой низости не замечена.

Шеф-редактор светского СМИ:

Я думаю что здесь совершенно точно очень хорошо на имидж Церкви влияет её достаточно активная позиция в том что всех беспокоит - это какие-то форс-мажоры, какие-то крупные чрезвычайные происшествия, какие-то бедствия. То есть Церковь достаточно быстро подключается, пытается организовать помощь, различную - от волонтёров до помощи какой-то непосредственной, до психологической помощи, то ест всяческую - люди это видят. Возможно это не то что разом вот так вот «по щелчку» меняет отношение людей в обществе, да к Церкви, но тем не менее они это видят и всё это откладывается. Потом - мне кажется что позиция хорошо, чётко и выверено проговариваемая позиция Церкви по каким-то общественно-политическим важным моментам, да - она тоже людьми воспринимается. То есть они совершенно точно знают что у Русской Православной Церкви есть некая позиция, и если они видят по какому-то острому общественно-политическому вопросу взвешенную, хорошо сформулированную позицию, которая - а если она взвешенная и хорошо сформулирована, то она лежит абсолютно в русле их понимания о Церкви, да - то они её тоже видят. То есть из последнего, мне кажется, можно выделить это многочисленные высказывания представителей Церкви по конфликту на Донбассе, да? Когда абсолютно в русле - даже не в русле логики Церкви, а в русле православия вообще - когда идут грамотные, взвешенные призывы к тому чтобы ни в коем случае никакие политические какие-то интересы не превалировали над здравым смыслом, что война должна быть остановлена любыми методами, чтобы не страдали и не гибли люди - я думаю что общество оно эту позицию видит тоже. Опять же не «по щелчку», но тем не менее это всё работает, естественно - люди всё это запоминают. Ну и плюс я думаю что очень хорошими примерами могут быть какие-то вещи, когда - вот возвращаясь к тому, о чём мы говорили - механизмы работы вот этой антиклерикальной войны, опять же чёткая, хорошо взвешенная и донесённая до общества позиция Церкви по поводу каких-то спорных эпизодов, скандальных. Люди что - люди же не видят какой-то ежедневной работы, рутины - они этого не замечают, то есть они видят только скандал, и только - условно - три дня вот они на нём живут. Им неинтересно что на самом деле Церковь как институт - это большая, очень сложная структура, да, такая структура не может в мгновение ока решить любые вопросы, что должно пройти какое-то время, должны пройти какие-то процедуры. Этот механизм он действительно сложный и он работает не сразу. Но люди этого потом не видят, то есть они видят: священник такой-то совершил то-то - то-то, да, и впоследствии когда Церковь приняла там все меры которые она должна принять - люди до этого уже не доживают - то есть интерес к этой теме до этого уже не доживает. И если есть достаточно оперативно донесённая позиция Церкви - мне кажется вот люди это видят.

 

Сотрудник государственного бюджетного учреждения:

 

С процессами как-то, наверное, посложнее будет. Вот я хочу сказать, так как процесс все-таки зависит от людей, которые руководят страной, то меня в принципе радует, что он президента до нашего губернатора – это люди, губернатор...его вообще можно назвать воцерковленным человеком, что, естественно, сказывается на взаимоотношении с Церковью нашего государства.

Автор программы на радио:

Ну, что говорить. Конечно, сейчас то, что происходит в Церкви, и то, как православной Церкви помогает Государство – это здорово отличается от того, что было там 20 лет, предположим, тому назад. Возвращаются церковные строения, монастыри, возвращаются произведения искусства – я имею в виду иконы. Возвращаются даже дома, в которых, ну, вот на какое-то долгое время не было церковной жизни. И, тем не менее, государство пошло на то, чтобы это вернуть Церкви. Там, не везде все это гладко идет, то, что происходило в Рязанском кремле, да и в других местах. Не везде процессы идут нормально. Не всегда те же работники культуры, музейные работники, не всегда получают замену имеющемуся, тому, к чему они привыкли. Вот здесь был музей. А с завтрашнего дня здесь не будет музея, будет церковное здание, а музей переезжает куда-то. Может быть, там и лучшие условия, вот так – положа руку на сердце, может там лучше гораздо. Потому что сейчас, ну, строят достаточно хорошо, и оснащение техническое, и т.д. Но люди уже привыкли там, и для них это стало родным домом.

Можете привести примеры процессов, оказывающих негативное влияние? - Ну, вот при встречах со знакомыми, со слушателями, с друзьями иногда приходится слышать: «А вот зачем на том или ином событии присутствовали представители Церкви? Это, вроде бы, для светской жизни». Опять же таки я говорю о том, что до меня доходит. Они считают, что вот здесь, на каком-то мероприятии, присутствие Церкви совершенно необязательно. Ну, предположим, Олимпийские игры, да? Ну, спорт. Здорово? Здорово. А зачем представители Церкви на освящении, в составе делегации и т.д.? Хотя, с другой стороны, то, что сейчас Церковь занимается развитием спорта – ну, это, наверное, одна из составляющих борьбы и с алкоголизмом, и с занятостью свободного времени.

Режиссер телевизионной студии:

Не знаю даже… Я на самом деле затрудняюсь ответить. Потому что, как-то, вот какого-то яркого момента, такого, что вот Церковь совершила какой-то, может быть, вот… там, общественную такую вот акцию или что-то, и люди откликнулись сердечно – я не могу… Может, я не объективна, я так не могу сказать, но особо я припомнить не могу такую вот … конкретный, может быть, поступок со стороны РПЦ, чтобы наше общество как-то вот с таким каким-то вдохновением сказало: «Да, мы вот гордимся, что мы именно принадлежим этой Церкви». Можете привести примеры процессов, оказывающих негативное влияние? - Я думаю, что, вот, один из таких негативных процессов – это очень сильное и такое просто какое-то стремительное слияние с государственной властью РПЦ. Может быть, это, если бы не такими быстрыми темпами происходило… Потому что, наверное, в любых ситуациях Церковь, все-таки, должна иметь свое слово. И пусть, может быть, очень как бы доброжелательно высказывать свое мнение, конечно, и с любовью, и с таким, с каким-то пастырским и отеческим отношением к нашим, может быть, каким-то руководителям нашей страны, но, по крайней мере, все равно давать оценку событиям. Мы, вот, какого-то отношения Церкви к каким-то, например, событиям не видим. Но, с другой стороны, я, вот, над этим вопросом думала: может быть, в нашей стране, именно в такой вот огромной, скажем вот, державной стране, и где всегда считалось, что у нас Церковь заодно с государством, наверное, я думаю, другого процесса и не возможно. Я просто размышляла, возможен ли другой процесс, чтоб Церковь как-то немножко дистанцировалась, высказывала свои мнения, там, свои позиции. Но, видимо, тут, может быть, еще такая традиция, которая перешла от Византии: всегда вот эта вот мысль, она на каком-то генетическом уровне, что должна быть симфония власти, что мы должны быть в унисон власти. И только власть показала свою лояльность, терпимость и расположение к Церкви – сразу произошла полная симфония, полное слияние

Представитель пресс-службы епархии:

Ну, понятно, что любое взаимодействие Церкви с государством в плане как раз социальных каких-то проектов - естественно это сразу же положительное… Сближение государства с Церковью наоборот как разя считаю очень негативно сказывается… Административное сближение., то что в СМИ в светских церкви стало очень много – лучше бы этого не было. Наоборот, когда Церковь несколько самостоятельно, чётко держит свою позицию, сохраняет то что она не в Мире – это вызывает уважение со стороны даже негативно относящихся к ней людей.

Автор программ на радио:

Про процессы вряд ли, я скорее про какую-то может быть внешнюю сторону: реставрация храмов, может быть вещи связанные с благотворительностью, и то это возможно, мне кажется, в маленьких каких-то городах, в регионах. Вот, допустим, у меня часть родни с Ярославщины, и там их священник приходской - вот он такой человек - вот он «сосед», да? И в то же время очень чистый, чистая личность такая, которая вот «жизнь на виду» и обращаются к нему всегда за помощью и знают что… ну как бы - он сам служит примером, да? И для маленького города это очень важно. И есть у меня другой пример: где вот люди абсолютно чётко понимают что здесь коррупция, что вот эти «Мерседесы» и дома строятся за счёт их средств… то есть здесь, мне кажется, это какие-то такие очень местечковые вещи, больше чем на государственном уровне. Опять же, если брать поколение моё, то вот насаждение которое мы висим иногда с экранов телевизоров, или что-то… это скорее отрицание вызывает, ну все читают, все знают, все понимают что не так всё просто.

Можете привести примеры процессов, оказывающих негативное влияние? - Ну вот негативное это скорее коррупционные какие-то вещи. К сожалению это много где заметно и может быть вот такой, Вы знаете, ну насаждение порой, потому что ну у нас страна - многоконфессиональная и иногда это просто неприятно. То есть как-то так я это вижу, я знаю что вот у части людей это такое отторжение, отрицание… да, наверно нужно просветительством заниматься, но не насаждением, всё-таки это очень такие личные моменты, человек сам должен прийти, либо в семье ему должны прививать. У меня такое убеждение.

 

Журналист:

Да, пока да. Пока наши руководители принимают решения в пользу Wthrdb, пока передаются помещения без каких-либо разбирательств русской православной церкви, пока наши руководители ходят на большие праздники в Церкви и Храмы, пока они вот так вот напоказ проявляют свое отношение к вере — то да, Русская Православная Церковь будет пользоваться вот таким расположением со стороны чиновников. Да и не только чиновников, потому что обычные прихожане, которые приходят и видят вот эту благосклонность руководителей к РПЦ, они тоже проявляют лояльность.

Можете привести примеры процессов, оказывающих негативное влияние? – На РПЦ? Ну мне кажется, РПЦ всем, что сейчас делает, вот этим активным продвижением себя, своих каких-то базовых настроек, наверное, как раз и способствует созданию все-таки негативного облика. В том плане, что Церковь она стремится стать законодателем, именно законодателем разных процессов, событий. Да даже и моды в некоторых случаях. Когда появляются какие-то модные коллекции, уже мы говорим о том, что они одобрены Русской Православной Церковью. Так что в этом случае РПЦ, она как раз из-за своей такой активности, из-за того, что вмешивается в любую сферу жизни, она как раз и может пострадать от этого, потому что рано или поздно, но.... Но градус недовольства некоего... Можно будет говорить, что верующий скажет: «Ну переборщили. Ту вот хватит уже». Да.

Автор телевизионных программ:

Я как работник информационной сферы, я вижу… Больше вижу и лучше вижу только информационную часть этой работы. Если бы мы поступали примерно в направлении, которое задал отец Тихон Шевкунов, то есть, это, например вот, книга «Несвятые святые»; или, например, создатели замечательного фильма по книге «Поп» - вот в этом направлении надо идти. Даже не любимый мной Лунгин умудрился, почувствовав конъюктуру, сделать замечательную работу «Остров». Причем она такая, довольно-таки примитивная с точки зрения нас, православных, да? Потому что там и священники разговаривают не как священники, и вообще жизнь скита и , вот, монастыря дальнего не так выглядит. Я просто знаю, когда я там бывал. Да? И, тем не менее, попадание, вот, было в точку, да? И фильм стал общепризнанным в народе. Надо идти по пути постепенного приручения людей, что есть священники, священнослужители разные. А нам же внедряется, только один образ, да? Это толстопузый поп на «Мерседесе». Другого у нас нет.

 

В рамках реализации проекта «Комплексная программа формирования межконфессиональной толерантности, через всестороннее изучение и освещение аспектов деятельности Русской Православной Церкви»"

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 17.01.2014 №11-рп и на основании конкурса, проведенного Национальным благотворительным фондом».

 

0
1
Сохранить
Поделиться: